О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Темы ВКР
Методичка по оформлению ВКР
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы
Образец ВКР
описание случаев для консультирования
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ»

                                                                                           УТВЕРЖДЕНО
                                                                                   на заседании Ученого совета
                                                                                          НОУ ДПО «ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
                                                                           ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ
                                                                                             ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ»
(протокол № 15 от 26 октября 2008)



Л.Ф.Казакова

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы




Санкт-Петербург
2008


Пособие предназначено для выпускников «Высшей школы психосоциальных технологий управления»


СОДЕРЖАНИЕ

ПОСТРОЕНИЕ   ТЕКСТА  ВЫПУСКНОЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
 (ДИПЛОМНОЙ)  РАБОТЫ……………………………………………………………………….. 4
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАТИРОВАНИЮ……………………………………………………… 7
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ)………………………………………………………………..... 8

Общая схема психологического исследования……………………………….... 9

1.ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………..... 10
      1.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………... 10
      1.2. ВЫБОР ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ………………… 11
      1.3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………………………...... 12

2.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ  ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………. 13

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………... 14
    3.1. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………... 14
    3.2. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………. 15   

3.3.ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИК…………………………………………………... 16

4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕС ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРКИ
ВЫДВИНУТОЙ ГИПОТЕЗЫ ИЛИ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ
МЕТОДИКИ И ОЦЕНКИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ …………………………………. 15

5. ОБРАБОТКА ДАННЫХ………………………………………………………………...... 15

6. ОПИСАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………. 15

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………………….... 17

ПОСТРОЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ……………………………………..  18


ПОСТРОЕНИЕ   ТЕКСТА  ВЫПУСКНОЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
 (ДИПЛОМНОЙ)  РАБОТЫ

Традиционная структура:
1. Титульный лист
2.  Оглавление
3.  Введение
4.  Главы основной части
5.  Заключение
6. Список литературы.
 
Во введении:
- обоснование выбора темы;
- формулирование целевой установки, конкретных задач ;
- краткий обзор литературы.
    а)основные этапы в развитии научной мысли по разрабатываемой проблеме.     
    б) систематизировать литературные источники в логической связи ,
    в)оценить ранее сделанное другими исследователями,
    г) определить главное в современном состоянии изученности темы, особо подчеркнуть те вопросы, которые остались неразрешенными.
 В итоге литературный обзор должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично)
- предмет, объект исследования;
- методологические основы исследования;
- теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.

В главах основной части:
 - подробно рассматривается и анализируется изучаемые явления и факты, выдвигается гипотеза;
 - описывается методика самого исследования, основное внимание уделяется систематизации и обработке фактов;
- обобщив факты, анализируется ситуация – вырабатываются аргументы в подтверждение
(или нет) первоначальной гипотезы.

Заключение обусловлено логикой проведенного исследования  Обязательны выводы, соблюдая правило: один пункт посвящен одному вопросу – кратко суть. Все выводы приводятся в определенной логической последовательности.  Также необходимо указать в чем главный смысл работы,  какие новые задачи , пути продолжения исследования темы, каковы практические предложения.

Титульный лист (см. Приложение 1)

Оглавление
Оглавление следует разместить в начале текста, сразу за ти¬тульным листом. В нем указываются  номера страниц глав и параграфов,  номера страниц, на которых расположены: выводы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Введение
Введение должно кратко характеризовать современное состояние науч¬ной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, а также цель работы. Во введении следует сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать по существу необходимость ее проведения.

Аналитический обзор
Аналитический обзор должен полно и систематизированно излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа, т.е. изложена существующая теоретически концепция и взгляды различных авторов. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа,  возможные пути решения задачи.

     Завершить аналитический обзор вопроса желательно обоснованием выбранного направления вашей научной или научно-практической работы.
    Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре. Обоснование выбранного направления работы не следует подменять обоснованием целесообразности (или необходимости) самой работы.
Обычно аналитический обзор является в тексте первой главой.

Описание методов и методик. Результаты и их, обсуждение
      В этих разделах работы должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные.
В части, посвященной описанию экспериментов, должна указываться цель и описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.
     Описание экспериментальной части исследования. В этой части работы должны быть представлены следующие сведения.
1) Полный перечень использованных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик.
2) Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры - средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого, социально-демографические характеристики.
3) Описание условий и процедуры эксперимента.
4) Сводные таблицы начальных данных и результаты математеко-статистической их обработки с указанием степени их достоверности. Полные копии протоколов эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе.  Лучше дать их в приложении. Там же поместить и несколько наиболее типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т. д.
5) Первичные статистики. Можно привести только основные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных.
Эти разделы завершаются интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием их возможного применения.
Обычно описание методик, содержания и результатов работы, их обсуждение, интерпретация составляют одну или две главы текста.

Заключение
    Заключение - это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы , подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение  о возможных путях его модификации, поделиться  мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т. п.

Выводы
1) Выводы (в среднем, 5-7 выводов) должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.
2) Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
Раздел «Выводы» не может быть заменен разделом «Заключение».
3) Выводы - это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.
Не следует включать  в выводы общепринятые в психологической науке положения - уже не нуждающиеся в доказательствах.

Подробное описание сферы действия обнаруженных закономерностей, указание на категорию людей (возраст, пол, уровень здоровья, психическое состояние и т. п.), к которым применимы выявленные характеристики, не уменьшит их значимости, но сделает их более точными и интересными для специалистов. Опасность неоправданно широких формулировок в выводах подстерегает не только начинающих исследователей.
В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Кроме того, вполне возможно, что сделанные выводы должны быть отнесены только к той категории испытуемых, которая выступила объектом исследования (к людям с определенными личностными особенностями и межличностными отношениями, уровнем развития и др.).

Постарайтесь написать выводы в такой форме, таким языком, который понятен не только специалистам, имеющим опыт научных психологических исследований, но и психологам-практикам, а также специалистам, работающим в других областях (педагогам, социальным педагогам, социальным работникам, врачам и т. д.).

     Заключение является последней частью основного текста работы. За ним следует список литературы, включающий все источники (публикации), на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте (и упоминание, и цитирование).

     Приложения
     В приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст.
     К вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опытов; описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструкции (превышающие по объему один-два абзаца), методики и т. п.; иллюстрации вспомогательного характера и т. п. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов.
    В приложения лучше выносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте, как можно ближе к тем его частям, в которых вы обсуждаете полученные числовые результаты или какую-либо классификацию, представленную в табличной форме.

Требования к форматированию

     Выпускная квалификационная работа выполняется на одной стороне листа, имеющего стандартный формат (А4). Страница должна иметь поля: верхнее -2,5 см, нижнее - 2, левое - 2,5-3, правое - 1,5-2 см.
     Количество печатных знаков в строке (включая пробелы между словами) - 58-65. В текстовом редакторе Microsoft word, этому соответствует шрифт 16. Количество строк на одной странице - 28-40. Нумерация страниц выполняется в центре верхней части страницы, начиная со второй. На первой странице работы (титульный лист) номер не ставится.
     Объем  работы - 20-25 страниц для выпускной квалификационной  работы по  программе «Деловая психология» и 50-60 страниц для  выпускной квалификационной  работы по  программе «Общая и социальная психология», исключая список литературы и приложения.
    Объем приложений не ограничен. В основном тексте работы должны быть ссылки на соответствующие приложения с указанием страницы того, на что осуществляется ссылка. Каждое приложение должно иметь заголовок, который должен быть отражен в содержании. Наличие приложений в работе не обязательно.


КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ)

     При написании дипломной работы следует выяснить требования к работам той кафедры, на которой состоится защита. Научные направления, по которым работает кафедра, различны: это может обусловливать некоторую специфику содержания квалификационной работы и формы описания проведенного исследования.
     Желательно, чтобы дипломная работа была написана в жанре (стиле) научной статьи. Если слушатель  избирает жанр научно-публицистического эссе, это ошибочный выбор, который сильно снижает достоинства выпускной работы. Дипломная работа является квалификационной работой. Основная задача аттестационной комиссии, принимающей защиту, - оценить профессиональный уровень выпускника. Чтобы положительно оценить этот уровень, комиссии должны быть продемонстрированы доказательства, подтверждающие квалификацию выпускника. Одна лишь оригинальность суждений, новизна тезисов (без развернутых доказательств) может свидетельствовать о достаточно высоком уровне квалификации. Выпускник должен показать свое знание литературы в соответствующей области, умение анализировать состояние вопроса, формулировать цели, ставить задачи, планировать и осуществлять сбор материала, обрабатывать его, интерпретировать, делать выводы.
 Для того, чтобы выбрать тему выпускной квалификационной работы необходимо вспомнить что Вас привело в «Высшую школу». Обычно, человек обращается к психологии для того, чтобы разобраться в себе или в отношениях с близкими людьми. . Возможно, Вас интересует какой-либо сложный психологический феномен.
Кого-то интересует  разрешение конфликта на работе. Кто-то решил заняться организационными вопросами и ему важно узнать, чем живет его организация, какие мотивы движут людьми в разные моменты этой жизни.
      Лучшими работами, как правило, являются те, которые делались с интересом, азартом исследователя, радостью открытий.
Определившись с темой, с выбором научного руководителя из числа преподавателей
«Высшей школы» целесообразно приступить к планированию и организации собственно психологического исследования.

Общая схема психологического исследования
В самом общем виде ход психологического исследования можно представить в виде следующей схемы:
1. Изучение состояния проблемы.
 - постановка проблемы
 - выбор объекта и предмета исследования
 - обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
 2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции.
 - построение  модели интересующего явления
 - выдвижение гипотез.
3. Планирование исследования
- определение целей и задач
- выбор методов и методик.
4. Сбор данных, их систематизация
5. Обработка данных
6. Оценивание результатов проверки гипотез
 - интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями
- формулирование общих выводов
- оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

 1.ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

     1.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
     Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:
1) обнаружение существования такого дефицита;
2) осознание потребности в устранении дефицита;
3) описание проблемной ситуации на естественном языке;
4) формулирование проблемы в научных терминах. 

      При изучении состояния проблемы целесообразна следующая последовательность работы.
1) Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления.
2) Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью доступного для вас систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам. Чем крупнее библиотека, тем эффективнее будет ваша работа с каталогом. В таких библиотеках деление на разделы достаточно дифференцированное. Просмотрите несколько разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследования.
    
        Проделав библиографическую подготовку, вы будете иметь представление о количестве публикаций по интересующей вас теме, о временных рамках публикаций, об интересе ученых к данной проблеме.
       Создание библиографического описания источников по теме дипломной работы:
• Поиск научных статей по теме дипломной работы с помощью каталога журнальных статей за последние 10 лет.
• Поиск монографией разделов в монографиях и учебных пособиях по теме дипломной работы за последние 10 лет с помощью книжного и электронного каталогов Российской государственной библиотеки.
• Поиск кандидатских и докторских диссертаций по теме данной дипломной работы за последние 10 лет с помощью электронного каталога Российской государственной библиотеки.
    Анализ собранных литературных источников и создание литературного обзора по этим источникам. Целью обзора яв¬ляется поиск проблемы будущего эмпирического исследования.

     1.2. ВЫБОР ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
 
     Объект исследования
     Объект - это то, на что направлен процесс познания. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей. В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уровень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, национальность и т. д.   

      Предмет исследования
     Предмет познания - свойства, стороны, отношения реальных объектов. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные  и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т. д.;
Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов текста.

1.3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

     Построение литературного обзора
     Собранные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому  или логическому принципу. Логическое построение предпочтительнее, так как представление материала по логическому принципу могут много дать самому исследователю для углубления понимания природы изучаемого явления.
      Структура литературного обзора может быть следующей.
1) Феноменологическое описание, то есть описание проявлений. Область проявлений, частота проявлений, временные, пространственные,  интенсивностные, модальностные (если они имеются у изучаемых явлений) характеристики.
2) Сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании различными авторами.
3) Закономерности, которым подчиняется явление.
4) Место данного явления среди других психических явлений, его взаимосвязи, взаимовлияния. Факторы, его обусловливающие. Явления, на которые оно оказывает влияние.
5) Рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному вами подходу: системному, комплексному, средовому, ситуационному и т. д. Этот выбор должен быть сделан в ходе предшествующего методологического анализа. Уделить внимание компонентному составу изучаемого явления, его структуре.  В психологии под структурой, чаще всего, понимается функциональная структура, то есть устойчивые взаимосвязи между отдельными функциями. Нередко отдельные функции объединяют в функциональные блоки и рассматривают взаимосвязи между блоками.
6) Прикладное, практическое использование психического явления (свойства, функции).
            В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или экспериментальные результаты которых вы обобщаете. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации авторов. Если вам не удалось найти публикации автора, идеи которого вас заинтересовали, то, ссылаясь на него и называя его имя, вы должны также указать автора (и его публикацию), благодаря которому вам стала доступна нужная информация. Если вы приводите цитату, взятую не из первоисточника, а имеющуюся в работе другого автора, то в конце цитаты в скобках указываете источник, с которым работали. Например: (цит. по Иванову И. И., 1996).

 2.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ  ИССЛЕДОВАНИЯ

       Разработка программы эмпирического исследования. Принятие конкретного решения относительно того, научный или научно-практический характер будет носить эмпирическая проработка проблемы. Если работа будет носить научно-практический характер, то ее цель - разработка, апробация и оценка эффективности разработанной методики.
      При разработке концепции исследования необходимо учитывать природу, специфику психологических закономерностей и законов.
     Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния полностью учесть невозможно.
      Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного человека; направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до конца, и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.
       По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.
        Целью исследования является разработка рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности, особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить в психологии только вероятностный характер, на основе среднестатистических данных. Однако это не снижает ценности психологических рекомендаций.
        В тексте работы целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности к жизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию. 
        В большинстве случаев в начале и по ходу исследования выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.


3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Перечисленные возможные направления психологического исследования различаются конечным результатом.

Основные виды целей психологического исследования.
Описание характеристик психического явления

    Основанием для постановки такой цели работы обычно может быть обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целостную картину свойств явления, опираясь на выбранную методологию и теоретические представления.
Еще одной причиной выбора цели такого рода может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов. При определении задач исследования следует подумать и о том, какие именно характеристики вы будете изучать, какой набор характеристик. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам (сторонам, измерениям) явления, выделенным вами и упомянутым в письменном изложении. Желательно указать в тексте, какое значение имеет изучение данных характеристик: теоретическое, методическое, практическое, прикладное.
Выявление взаимосвязей психических явлений
В работах психологов такую цель исследования можно встретить довльно часто. Необходимо обратить внимание, что установления самого факта существования связи недостаточно, чтобы работа могла быть признана законченной.
 Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре вашего внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить природу связи.
Изучение возрастной динамики явления
Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело и теоретическое, и практическое значения. В то же время оно было и остается довольно сложным видом исследования. Психолог сталкивается здесь с множеством  аспектов рассмотрения. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в социальном. С каждым годом жизни на развитие все более сильно влияют жизненный опыт, формирующаяся индивидуальность, окружение,  виды деятельности, и  т. д.
Методы проведения подобных исследований описаны в литературе (см. Ананьев, 1968, Рыбалко, 1990).

Описание нового феномена, эффекта
Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Примером исследования, в котором предполагалось обнаружить эффект, является выявление «эффекта незавершенного действия» - большей прочности запоминания прерванных задач в сравнении с завершенными. Он был выявлен Б. Ф. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.
Задачами исследования с целью описать новый феномен могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.
Обобщение научных представлений, сведении
Цель такой работы -  выведение более общих  закономерностей, чем описанные в литературе к  настоящему времени, обобщение   имеющихся данных, описаний, взглядов исследователей. Квалификацию автора аттестационная комиссия может оценить прежде всего по глубине научных выводов.
Не следует вместо выводов заканчивать работу описанием  проделанного. Ни длинный список литературы, ни интересные сопоставления точек зрения авторов,  фактов не могут заменить обобщающих выводов, обоснованных системой доказательств в тексте работы.
    Кроме того, выпускнику для глубокого понимания технологии психологического эмпирического исследования необходимо хотя бы один раз провести его самостоятельно, от начала до конца.
Создание классификации, типологии
Это также трудная исследовательская задача, требующая профессионального опыта и широких знаний. Разработка классификации предполагает прежде всего поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. Если эти задачи решены, то может быть далее определено количество видов (типов, групп) и выделены их отличительные признаки.

Создание методики
Необходимость разработки прикладных применений психологических знаний,
новой методики может быть обусловлена отсутствием диагностического инструментария для измерения интересующего вас психического качества или совокупности качеств. Новые методики имеют ценность, если они позволяют:
- повысить точность измерения, надежность;
-давать более дифференцированную или более общую, полную, характеристику качеств;
- сократить время обследования;
- расширить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т. д.);
- облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).
     Рекомендовать методику к широкому применению в различных сферах практики можно лишь в том случае, если осуществлен комплекс всех психометрических проверок, определены необходимые психометрические характеристики. Этот процесс весьма сложный и обычно длительный. Требования к психометрической проверке можно найти в литературе (Общая психодиагностика, 1987).

Адаптация психодиагностической методики
Это модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде. Адаптированная методика должна проходить те же психометрические проверки, что и любая новая методика, включая проверку на валидность. Нередко объем работы по адаптации соизмерим с разработкой новой методики, а процесс адаптации весьма схож с процессом создания оригинальной методики. В первую очередь это относится к вопросникам или методикам, использующим вербальный стимульный материал. Процедура адаптации и требования к ней описаны в работах ряда авторов, в том числе отечественных (см., например, Забродин и др., 1987; Ханин, 1977).

   Между перечисленными видами целей нет четкого разделения, в исследовании они обычно в той или иной степени переплетаются. 

3.2. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определение задач - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).
Среди задач исследования должны быть:
    - задачи, которые обеспечат нахождение новых фактов,
    - задачи, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в вашем описании как изолированное от других психических явлений или как бесструктурное. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления в психике - его взаимосвязи с другими психическими явлениями.
 В любом исследовании желательно установить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характеристики и др.), целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредований и взаимосвязей, в которую они включены.
     В определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известными как можно больше звеньев. Выявление отдаленных взаимосвязей без прояснения ближайших снижает ценность работы.
В психике немало качеств и процессов, которые являются стержневыми в смысле их принадлежности ко многим уровням психики. Например, энергичность, тревожность, внимание, память и т. д. Выделение линии стержневого качества и отдельных точек на этой линии помогает точнее описать предмет изучения и очертить круг задач исследования.
    Любой психический феномен относится к одной или нескольким сферам психики, связан с теми или иными стержневыми качествами. Поэтому любой психический феномен можно рассматривать не только в  границах одной из основных сфер психики (эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной), но и в рамках других частей психики, имеющих определенную структурную оформленность. Например, в личности в качестве таковых могут быть взяты: мотивационная сфера, сфера ценностных ориентации, картина мира, опыт, способности и т. д.
    Ошибочно  подменять изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме; 2) провести эксперимент (обследование); 3) обработать эмпирические данные; 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

3.3.ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИК
Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.
 Метод - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.
 Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. В большинстве случаев для изучения сходных сторон объекта можно использовать различные методики, что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками.
     Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез. Детализация представлений о природе изучаемого психического феномена, качества должна идти в направлении выбора тех его проявлений, признаков, которые доступны фиксации, измерению. Поскольку психические явления непосредственно ненаблюдаемы  и неизмеряемы (во всяком случае, изолированно от  других явлений, присущих человеку), то в эмпирическом исследовании они могут быть обнаружены только через соответствующие каждому явлению, свойству признаки).
В настоящее время психологический эксперимент в рамках дипломной работы проводится редко. Чаще проводят психодиагностическое обследование с использованием небольшого набора методик. С учетом этого рассмотрим  подробнее  вопрос выбора методик.

Основания для выбора методики
При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. Для изучения какого-либо психического явления и углубления его понимания необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, и т.д.
    Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Методика - это рабочий инструмент исследователя. Чем он менее понятен, тем труднее его использовать. Чем менее методика апробирована, тем меньше шансов получить результаты, которые можно будет проинтерпретировать, и затем сделать ясные выводы. Очень важна степень разработанности  методики. В руководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.

Определение набора методик
При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Желательно, чтобы результаты отдельного испытуемого можно было сопоставить с групповым портретом..
Если в вашем наборе есть методики, позволяющие получить данные качественного характера, и методики, позволяющие получить данные количественного характера, то это облегчает интерпретацию. Интерпретировать результаты, полученные методиками, несущими информацию качественного характера (к таковым относятся многие проективные методики), нередко оказывается сложным делом, особенно на первых шагах анализа и интерпретации результатов.
Важно также не упускать из виду, что в любом психическом явлении определенным образом представлен компонент каждой из трех основных сфер психики: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Поэтому понимание любого психического явления предполагает рассмотрение участия и взаимосвязей компонентов различных сфер психики.
Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим

4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕС ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРКИ
ВЫДВИНУТОЙ ГИПОТЕЗЫ ИЛИ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ И ОЦЕНКИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

5. ОБРАБОТКА ДАННЫХ.

6. ОПИСАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам.
Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых). При любом характере расположения их не должно быть более шести в одной диаграмме.
Секторная диаграмма - диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.
Гистограмма (столбчатая диаграмма) - графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков).
Графики следует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Термин «график» часто используется как синоним термина «диаграмма». В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше возможностей выполнять операции интерполирования, предсказания какой-либо величины. Могут быть использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (графиков).
1) Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2) На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.
3) Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.
4) Линии на графике должны быть разной толщины в зависимости от их важности.
5) Для обозначения точек наблюдения на кривых рекомендуется использовать кружки, квадраты или треугольники (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и т. п.).
Б таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.
Диаграммы и профили используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования - отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.
В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.
Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированности личности.
Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу, диагнозу, прогнозу.
Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме.

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Вначале целесообразно описать общее впечатление от экспериментов,  обследования, анкетирования. Затем дать общую оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что - нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклонились с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкостью, какие - с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники воспринимали процесс обучения.
Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех полученных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюдений, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индексы и т. п.). Лучше перечислять их упорядочение, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д.
Представить самые общие количественные характеристики, например, первичные статистики: средние, сигмы, ошибки средней, параметры эксцесса и крутизны. Анализируя первичные статистики или построенные диаграммы, охарактеризовать форму распределений. Опираясь на те же статистики констатировать сходство или различия между отдельными группами выборки, мужской и женской подвыборками, между людьми разных возрастов, разных уровней образования, разных уровней обученности.
       В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последовательности задач (всего исследования), которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем ко все более частным аспектам.
      Ошибочна недооценка важности словесного описания каждой таблицы, каждой диаграммы, кор¬реляционной плеяды и пр. В тексте должны быть названы все сходства
 и различия, различия оценены по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции, названы показатели, имеющие наибольшее число значимых корреляционных связей или с наибольшей теснотой связей и т. п.
Такая работа важна и по другим соображениям. Часто, пока не начато описание, слабо актуализированы ассоциации, потенциально могущие открыть путь к объяснению того, что вами обнаружено. Детальное описание подводит к первым обобщениям и первым выводам.
Следует тщательно проанализировать, что с чем связано, и описать  связи, отметить, с чем нет связей (вопреки  ожиданиям или имеющимся точкам зрения), сравнить тесноту связей у одних и других показателей, сделать эмпирические обобщения, а также, выделить какие-либо части,  найти качественные и количественные различия в этих частях, описать, оценить выраженность и попытаться их объяснить.

   ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
      В этом разделе необходимо произвести обсуждение полученных результатов, формулирование однозначных и понятных выводов. Очень важно привести в соответствие новые результаты и существующие взгляды на изучаемый феномен.
     Интерпретируя полученные результаты, необходимо помнить, что любой изучаемый психический феномен является частью целого. Сам по себе, вне целого, никакой психический феномен не существует. Представления о мире и о себе, переживания различных событий,  самоотношение  и саморегуляция, жизненные цели и планы - все это составляет внутренний (субъективный) мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении  так или иначе проявляется внутренняя жизнь личности.      
     Следует также помнить, что на предстоящей защите именно вам предстоит излагать выводы, доказывать их и комментировать. Защита дипломной или диссертационной работы - это запланированная научная дис¬куссия. Аргументация  в ходе дискуссии  у выступающего всегда более гиб¬кая, если  высказываемые  суждения   возникли  в его собственной голове.

     Завершающим этапом подготовки дипломной работы является предоставление работы на рецензию, отзыв научного руководителя дипломной работы, подготовка выступления на защите и ответов на возможные вопросы.

ПОСТРОЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ
Общий план выступления

Обязательными моментами выступления, требующими хотя бы краткого освещения в докладе, являются следующие.
1) Цель и задачи исследования (не более 5 задач).
2) Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь назвать).
3) Выборка (испытуемых, обследованных или респондентов): количество, состав по полу и возрасту, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.
4) Процедура исследования (в общих чертах).
5) Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвестная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показатели подсчитывались.
6) Основные результаты исследования. Лучше этот раздел структурировать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования, а не с использованными способами обработки данных.
7) Выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.
Время для выступления - 10-12 минут. Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать его объем доклада.
Типичные ошибки выступающего
1) Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования.
Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений. Если вы в выступлении называете задачи исследования, то степень актуальности становится еще яснее без развернутого аргументирования.
2) Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.
Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.
3) В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратко.
Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.
Параметры, по которым оценивают выступление
1) Четкое, ясное изложение содержания. Доклад будет понятнее, если вы обращаетесь к общеизвестным фактам и положениям или если вы ссылаетесь на те гипотезы, методические приемы и собственные полученные данные, о которых уже сообщили слушателям.
2) Умение анализировать результаты, давать их психологическую ин¬терпретацию, то есть объяснять выявленные факты на языке научных понятий и закономерностей, а не только на языке зафиксированных проявлений или языке количественных характеристик.
3) Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы (раздела психологии), к которой ваша работа относится.
    Рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, диаграмм, таблиц
Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов (А 1 или А2) для размещения на стенде или размножен на листах формата А4 или АЗ (по количеству членов аттестационной комиссии).


Оформление титульного листа:


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет социального управления

Кафедра общей и социальной психологии



На правах рукописи
                                                                                    ______________________
                                                                                  (подпись автора работы)


Фамилия, имя, отчество 

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ (Все заглавные буквы)



                                                             
                                                                Работа допущена к защите
                                                                     (дата, подпись ответственного лица): 

                                                                            _________________________   
                                                     .
                                                                       Научный руководитель(ФИО):

                                                                            _________________________

                                                                         Подпись научного руководителя:

                                                                          _____________________________




Санкт-Петербург
2008


12.09.2024
Расписание занятий для группы 47
11.06.2024
19 июня в 12.00 защита дипломов и ВКР
24.04.2024
Занятия отложены до 13 мая. Следите за расписанием
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера