Конфликтная личность. Системное описание. Психологические пути снижения конфликтности.
(отрывок из книги В.Шейнова "Управление конфликтами")
В статье показан психологический портрет конфликтной личности. Наиболее полно описаны свойства, особенности поведения конфликтной личности, особенное внимание уделено способам работы с конфликтной личностью, что особенно важно для руководителя.
В данной функционально-динамической системе описания выделено четыре уровня:
биологический (с подструктурами темперамента, половых, возрастных, патологических и иных свойств);
психических процессов (с подструктурами воли, чувств, восприятия, мышления, ощущения, памяти);
опыта (с подструктурами привычек, умений, навыков, знаний);
направленности (с подструктурами убеждений, мировоззрений, идеалов, склонностей, интересов, желаний).
- Биологический уровень описания конфликтной личности. Конфликтность личности определяется в основном силой, подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов. Конфликтные личности в большинстве своем обладают холерическим типом темперамента, значительно меньше среди них сангвиников, флегматиков. Меланхолики, как правило, неконфликтны. По подструктурам пола и возраста не найдено убедительных данных о закономерных тенденциях проявлений конфликтности.
- Уровень психических свойств.
Конфликтные личности обладают развитыми волевыми качествами и упорством, что позволяет им вести длительное противоборство в условиях сильной психической напряженности, негативных эмоций и высокой «психофизиологической» цены деятельности. Часты проявления амбивалентных эмоций.: от бурных, до твердости и сдержанности («умение держать удар»). Проявления эмоциональной устойчивости от высокого нейротизма до хладнокровия.
Восприятие и внимание направлены, главным образом на оппонента, объект и предмет конфликта. Самопознанию в конфликте уделено мало внимания, что ослабляет позиции конфликтной личности, «тугоподвижная перестройка системы мотивов в условиях, требующихгибкости в изменении характера поведения». У конфликтной личности отсутствует верное восприятие силы и слабости себя и соперников.
Для внимания характерна сосредоточенность на неудачах и собственных переживаниях.
Характеристики мышления и памяти также отличаются направленностью на оппонентов, объект и предмет конфликта ригидностью.
Воображение конфликтных личностей характеризуется доминированием «образа врага». Оппоненты представляются ими исключительно как враги, а не личности, отстаивающие свои точки зрения или преследующие свои цели, не связанные с нанесением ущерба другим.
На данном уровне больше проявления социального, чем биологического в конфликтной личности. Регулятором являются формы психического отражения, в основном через осознание настоящего сквозь призму внутренних условий. Активность конфликтной личности проявляется с преобладанием волевых и эмоциональных поведенческих актов.
- Уровень опыта конфликтной личности. Психологические исследования конфликтных личностей, беседы с ними, наблюдения за их общением, поведением и деятельностью свидетельствуют, что они обладают значительным опытом конфликтного противоборства. Этот опыт складывается из многих компонентов. В частности, хорошего знания текущего законодательства, нормативно-распорядительных и правовых документов. Они хорошо знакомы с правилами ведения делопроизводства, системой социальных институтов власти, характером и степенью ответственности должностных лиц, порядком рассмотрения ими жалоб и обращений. Данные знания подкреплены соответствующими умениями. В то же время конфликтные личности чаще других испытывают когнитивный диссонанс.
Особенно хотелось бы отметить их знания и умения практических психологов. Многие из них в совершенстве освоили такие специфические формы поведения, как «бегство в болезнь», то есть симуляция страданий, чтобы вызвать сочувствие окружающих, привлечь новых сторонников, и «бегство в агрессию» с целью запугать оппонента.
В общении они часто применяют различные методы психологических воздействий — суггестивных манипуляций. Отмечено частое обращение к психологическим уловкам в спорах (И. К. Мельник, Л. Г. Павлова и др.). Общение конфликтных личностей отличается разнообразными стратегиями, от педантичной сухости до пафоса, и зависит главным образом от ситуации, состояния и характерологических особенностей оппонента. Основная его направленность — подавление оппонента, выведение его из равновесия.
В открытом противоборстве конфликтные личности применяют разнообразные тактики и приемы: снижение ранга оппонента, риск, ложные маневры (дезинформация), нагнетание напряженности, принуждение, демонстрация усиления собственных возможностей, провоцирование, угрозы. Менее склонны они к переговорам или «торгу».
Их поведение во многом зависит от развития конфликтной ситуации, изменения круга значимых факторов. Поэтому поведение конфликтных личностей, несмотря на отмеченные тактики и стратегии, отличается известной стереотипностью. Для него характерным является наличие двух особенностей: склонности фиксироваться на сильных качествах оппонента и, наоборот, преувеличение их слабости.
Конфликтная личность отличается умением захватывать психологическую инициативу и сохранять ее. Тем самым она стремится создать отношения типа «господство-подчинение». Умения конфликтных личностей проявляются и в предвосхищении действий и эмоциональных реакций оппонентов. Конфликтные личности часто применяют специальные приемы преднастройки: дискредитации, идеализации, переоценки и стимуляции, что помогает им успешно осуществлять противоборство (Н. В. Крогиус). На данном уровне личности существенно больше проявлений социального, чем биологического. Основные связи кроются в содержании форм отражения как необходимости осознания. Потребности проявляются через привычки. Активность — через волевые навыки.
|
- Уровень направленности конфликтной личности. Убеждения конфликтной личности могут быть разнообразными, но их характеризует одно общее — эгоцентрическая направленность. У такой личности ярко выражены мотивы самоутверждения (хотя не все мотивы ими осознаются), самовыражение через противоборство, жажда признания. Отмечен высокий уровень притязаний, который часто не соответствует реальным возможностям, что ведет к «деформации» личности, проявляющийся в «эффекте неадекватности».
У конфликтных личностей, как правило, невысокий уровень нравственного развития и рефлексии, низкая моральная нормативность поведения и отношений. Идеалы обычно либо отсутствуют, либо четко не определены. Влечения в основном подвержены влиянию эгоцентричности.
В отношениях к другим конфликтные личности проявляют соперничество, они плохие партнеры. Нетерпимы к недостаткам других, неуступчивы. В спорах и полемике отличаются непримиримостью позиции, стремлением самоутвердиться за счет других. В отношении к себе отмечаются завышенная самооценка, самомнение, эгоцентричность. Склонны потворствовать своим желаниям. Свое конфликтное поведение склонны рассматривать как проявление силы личности. В отношении к миру очевидно влияние высокого уровня жизненных притязаний, стремление действовать через постоянное разрешение противоречий, которые воспринимаются исключительно как угрожающие их личности. Здесь особенно сильно проявляется амбивалентность: от ощущения себя как жертвы обстоятельств до синдрома сильной личности, победителя.
В коллективе конфликтные личности часто выбирают и самые конфликтные социальные роли: «бунтаря», «критика», «поборника справедливости», нередко они замаскированы под социально одобряемые: «хранителя традиций», «генератора идей» и «организатора». В любом случае конфликтные личности не дорожат мнением группы или коллектива, часто ведут себя обособлено или бестактно вызывающе.
В направленности конфликтной личности существенно больше проявляется социальное. Отношение к реальности в основном базируется на личном опыте, через осознание будущего. Отчетливо видны неудовлетворенные социальные потребности. Активность проявляется через склонности личности.
Как было отмечено ранее, данная функционально-динамическая структура личности как система обоснованно может быть дополнена двумя другими важными подсистемами — способностей и характерологических особенностей. Что касается подсистемы способностей, то здесь вряд ли можно найти достоверные данные о связи между способностями и уровнем конфликтности личности. Иное дело подсистема характерологических особенностей. В характерологическом отношении конфликтные личности могут быть как дезадаптированными, так и цельными, с устойчивыми чертами характера. Обобщение представленных выше результатов теоретических и эмпирических исследований позволило выявить общие черты конфликтной личности: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, внутренняя организованность, высокая напористость, независимость, самоуверенность, своенравность, нетерпимость, демонстративность, непостоянство, недоверчивость, завистливость. Вспыльчивость, грубость, бесцеремонность. Если исходить из психологической сущности акцентуаций, то некоторые из них можно также отнести к характерологическим особенностям конфликтной личности: психопатия, истероидность, паранойяльность, маниакальность и др.
Как показывает анализ психологических исследований, данную структуру конфликтной личности целесообразно дополнить еще одной подсистемой — профессиональной. Это соответствует описанию на уровне особенного. Как профессионалы конфликтные личности редко добиваются больших успехов. Это объясняется и тем, что рост профессионализма связан с обширными профессиональными взаимодействиями и саморазвитием. В силу конфликтности эффективные профессиональные взаимодействия затруднены. Саморазвитию мешают неадекватная самооценка, нечеткие эталоны. К тому же конфликтная личность много сил тратит собственно на конфликтное противоборство. Такая профессиональная неуспешность, вызванная субъективными причинами, воспринимается конфликтной личностью как проявление исключительного негативного отношения к ней. Получается своеобразный замкнутый круг.
Данное обобщенное системное описание конфликтной личности обычно производит на неподготовленных людей удручающее впечатление, поэтому сразу хотелось бы подчеркнуть — в нем, как в модельной схеме, обобщены практически все характеристики разных конфликтных личностей. В жизни именно таких людей, скорее всего, вряд ли можно встретить. Реально конфликтные личности имеют существенно меньший «набор» этих впечатляющих негативных качеств. От этого «набора» зависят уровень и направленность их конфликтности, которая может быть разной.
В то же время разработанное обобщенное системное описание конфликтной личности позволяет упорядочить информацию о конфликтной личности как психологическом феномене и повысить эффективность решения практических задач.
Психологические пути снижения уровня конфликтности личности.
Поскольку, конфликтная личность настроена на разрешение имеющихся противоречий исключительно с помощью противоборства, субъективно, конфликт выглядит для них разрешенным только если они одержали в нем победу. Другие способы неприемлемы. Конфликтные личности ориентированы, прежде всего на конкуренцию. Компромисс и сотрудничество они рассматривают как временное явление или «тактическую хитрость», избегание не для них. Из этого следует парадоксальный вывод о том, что если в конфликте участвует конфликтная личность, его не следует спешить решать на конструктивной основе. Конфликтную личность это категорически не устроит, в результате чего, в нем могут оказаться новые участники – те, кто стремился разрешить конфликт. Отсюда следует вывод о том, что нужно искать пути элиминирования такого конфликта, его ликвидации, путем устранения.
Первый путь связан с разрушением системы «оппонент-оппонент». Конфликтная личность может быть просто удалена из организации.
Второй путь связан с созданием таких условий, когда «цена» победы окажется для конфликтной личности неприемлемо высокой.
Третий путь состоит в коррекции отношений у самой конфликтной личности создании у нее таких установок, что ее конфликтность снизится или исчезнет совсем.
Выбор того или иного пути обусловлен спецификой сложившейся ситуации, имеющимися возможностями и отношением к самой конфликтной личности.
Остановимся на психологических особенностях реализации третьего пути.
Влияние в психологии понимается как процесс и результат целенаправленного изменения личностью поведения другого человека, его установок, представлений, отношений, оценок и намерений. Различают направленное и ненаправленное влияние. В соответствии с поставленными задачами нас интересует прежде всего первый его вид. Механизмом первого являются психологические воздействия — убеждение и внушение. Они осуществляются главным образом в процессе общения. Убеждение — это такое воздействие на сознание личности, осуществляемое с целью осознанного выбора и принятия ею определенных оценок, установок, суждений. Недаром говорят, что «убедить — значит добиться согласия с определенной точкой зрения, значит сделать партнера по общению своим единомышленником», при этом важно, чтобы данное согласие было не следствием, реакцией на ситуацию, а осознанной и принятой позицией. Основу убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов (см. в лекции «аргументация»). Убеждение создает установки, формирует отношения, которые могут быть изменены под влиянием другого убеждающего воздействия. Когда речь идет о противоборстве, в котором не участвуют конфликтные личности, применение метода убеждения, несомненно, может дать желаемые результаты. Однако, если конфликт продолжительный и эмоциональный, эффект будет существенно слабее. Если же в конфликте принимают участие дезадаптированные и дезинтегрированные (конфликтные) личности, его практическое применение просто проблематично. В частности, когда главной психологической причиной конфликтного поведения являются сильные акцентуации, скажем, паранойяльная или маниакальная, логическими доводами, какими бы они сильными ни были, установки и отношения поменять очень и очень трудно. У таких людей собственная устойчивая, хотя, по нашим меркам, и несколько неадекватная картина мира. Следовательно, в данном случае приоритетным должен стать другой метод психологического воздействия — внушение, или суггестия.
В психологии внушением называют воздействие прежде всего на чувства человека (иногда непосредственно на подсознание), а через них — на его ум и волю. Отсюда столь высока его сила, регулирующая поведение. Внушение формирует не убеждение, а веру, а она намного устойчивее к другим воздействиям, поскольку часто для нее не нужны какие-либо доказательства. Внушение относится к так называемым некритичным формам воздействия, поэтому оно считается, вообще говоря, манипулятивным. Психологические механизмы внушения до конца не ясны, однако отработано немало эффективных технологий внушающего воздействия (Е. Л. Доценк, Г. А. Ковалев, В. Н. Куликов, Г. Тард, Р. Чалдини и др.).
Практика свидетельствует, что дезадаптированные и дезинтегрированные личности весьма подвержены именно суггестивным формам воздействия, поэтому их и следует применять для осуществления влияния на конфликтную личность. В то же время применение метода внушения будет эффективным, если соблюдается ряд важных условий. Во-первых, суггестор, то есть тот, кто осуществляет внушение, должен обладать очевидными преимуществами (высокий статус, авторитет, волевое или интеллектуальное превосходство и пр.). Во -вторых, суггеренд, тот, на кого направлено воздействие, более подвержен влиянию, если у него неадекватная самооценка, тревожность, негативные психические состояния и пр., иными словами, у него имеются психологические слабости. В-т р е т ь и х, между суггестором и суггерендом должны быть отношения авторитета, зависимости или доверия.
В психологических публикациях описано немало приемов и технологий внушающего воздействия, применяемых в общении. Их освоение, безусловно, поможет в решении многих задач, порождаемых конфликтом. В то же время их применение во многом зависит от психологических
особенностей суггеренда. Точнее сказать, их вид должен определяться этими психологическими особенностями и спецификой ситуации. Поэтому предварять процедуру воздействия должен глубокий психологический анализ субъективных причин конфликтности, внутренних условий конфликтной личности, ее характеристик. Следует отметить, что сами воздействия должны осуществляться не обособленно или самостоятельно, а очень органично и естественно, в процессе разбора конфликтной ситуации, анализа причин его возникновения, поведения оппонентов и пр., то есть в процессе общения.
В качестве иллюстрации к сказанному приведем пример из практики. Часто при разборе причин конфликта, возникшего в организации, необходимо давать критическую оценку действиям оппонентов. Если оппоненты или один из них являются акцентуированными личностями, то для них очень важна не только суть критических замечаний, но их форма, которая для них служит индикатором отношений. Восприятие отношений как негативных — для них новый весомый повод для усиления данного конфликта или развертывания нового. Поэтому важно думать не только о том, что сказать (факт ошибки, его точная фиксация, обоснование критериев, прогноз возможных исходов и пр.), но и о том, как сказать. Например, истероиды или демонстративные личности положительно реагируют на высокую уверенность и силу, но особенно — на доброжелательность в общении. Отсюда при обязательном соблюдении принципа нейтралитета арбитра были разработаны соответствующие приемы доброжелательной критики.
Критика-упрек: <<Я на пас так рассчитывал...»
Критика-надежда: «Я очень надеюсь, что такого больше не повторится никогда...»
Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким же (в таком возрасте или должности), как вы, тоже однажды допустил такую серьезную ошибку. Слава богу, я ее успел исправить, сделал должные выводы и больше н-и-к-о-г-д-а ее не повторял...»
Критика-похвала: «Но это же не ваш уровень, вы же способны сделать намного лучше и качественнее...»
Критка-удивление: «Как? Не всрю своим глазам! Неужели это сделали вы?! Быть не может...»
Критика-сопереживание: «Я прекрасно понимают ваше состояние..., но и вы войдите в мое положение, я же не могу оставить это без внимания. А как бы вы поступили на моем месте?»
Критика-ирония: «Хотели как лучше, а получилось как всегда... Ну и что мы теперь будем делать?»
Критика-намек: «Знал я одного человека, который совершил нечто подобное. Много ему потом пришлось потратить сил, чтобы исправить положение».
Безликая критика: «Не перевелись у нас еще работники, которые позволяют себе...»
Конструктивная критика: «Ситуация, я полагаю, всем ясна. Что вы намерены сделать, чтобы исправить положение? Ваши конкретные предложения...»
Практика свидетельствует, что такая форма критики для данных оппонентов много действенней, нежели справедливое и конструктивное жесткое «распекание». Другая форма критики сразу вызовет негативную реакцию с их стороны и только усилит эмоциональную напряженность.
Применение таких приемов критики и суггестивных воздействий при общении в конфликтной ситуации, конечно, потребует от суггестора высокого уровня психологической компетентности и развитых коммуникативных умений практического психолога. Их развитие является важной задачей повышения уровня профессионализма.
Другой эффективный способ осуществления влияния на конфликтных личностей — формирование соответствующего общественного мнения. Общественное мнение является мощным регулятором поведения и отношений личности, особенно когда она находится в критических ситуациях. Часто различные конфликты, особенно возникающие в коллективах организаций или в процессе взаимодействий, элиминируются только под влиянием общественного мнения. С его помощью изменяются установки и отношения личности, корректируются внутренние условия, что очень важно для адекватного восприятия противоречий. Методы формирования общественного мнения хорошо известны, они весьма полно изложены в специальной литературе («Прикладная социальная психология» под ред.А.А. Деркача и А.Н. Сухова. – М.: Воронеж,1999.). Те, кто решил элиминировать конфликт, должны уметь их применять на практике.
Уровень конфликтности личности может быть существенно снижен в результате применения психокоррекции и личностно-ориентированной психотерапии. Их действенность особенно высока, если внешняя конфликтность личности обусловлена имеющимися сильными внутри-личностными конфликтами. Психокоррекция заключается в объяснении
причин конфликтности, аргументированных рекомендациях по компенсации конфликтного реагирования и поведения. Главное, чтобы конфликтная личность осознано приняла решение волевым усилием снизить их влияние.
Психотерапия как комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека направлена на смягчение или ликвидацию имеющейся негативной симптоматики. Психотерапия должна быть личностно-ориентированной, с анализом конфликтных переживаний. Правда, применение психотерапии также возможно лишь в том случае, когда личность осознала, что у нее имеются актуальные психологические проблемы, справиться с которыми она сама не в состоянии. В конфликтологической практике часто применяются групповая форма психотерапии, которая обычно представляется как психологический тренинг развития профессионально важных качеств. При проведении воздействий по снижению уровня конфликтности личности целесообразно объединение психокоррекционной и психотерапевтической работы (А. Г. Амбрумова, О. Р. Арнольд, Т. Б. Карцева, Г. А. Скибани и др.).
Применение психотерапии должно осуществляться исключительно специалистами, доказавшими свой высокий профессионализм.
Наконец, отметим еще один значимый фактор. В психологических исследованиях неоднократно отмечалось, что благоприятный психологический климат в группе или коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности людей. Практика показывает, что качество и производительность трудовой деятельности во многом зависят не только от совершенства организации труда, его оснащенности, условий, но и от сплоченности коллектива, от характера взаимоотношений в нем, царящей эмоциональной атмосферы. Особый эмоциональный фон деятельности, преобладающие настроения, эмоциональная окраска отношений сильно влияют на организованность, эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования личного отношения к существующим проблемам и противоречиям.
Заметим, что такие особенности психологического климата сильно влияют на акцентуированных личностей, многие из которых, как это было показано ранее, отличаются высокой конфликтностью.
Например, лица с истероидной акцентуаций весьма чувствительны к доброжелательному общению. По данным Л. И. Ермачепковой и Н. И. Конюхов, «...при создании благоприятной, комфортабельной психологической атмосферы вокруг данного типа личностей они способны трудиться самоотверженно, вдохновенно, с полной отдачей сил и энергии. Лица с чертами истероидности способны на самопожертвование, на творческий труд без претензий на особое материальное вознаграждение. Этим вознаграждением выступают признание и доброе отношение окружающих». Сходная ситуация возникает в отношениях с паранойяльно акцентуацированными личностями, доминантным и демонстративным поведением, которые также весьма конфликтны. Именно доброжелательная и товарищеская атмосфера является важным фактором, снижающим уровень их недоверчивости и подозрительности. Формирование благоприятного психологического климата — задача непростая. В психологических исследованиях разработано немало конструктивных рекомендаций на сей счет, которые можно использовать в том числе и для снижения уровня конфликтности.
Таковы основные пути снижения уровня конфликтности личности.
1 Ермаченкова Л. И. Формирование профессионализма учителей с истероид-пыми чертами личности: Автореф. канд. дисс. — М., 1997.
2Епифанцев С. Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации личности. - М., 1996; Епифащев С.Н. Эксперт-но-психологический анализ паранойяльно-акцентуированных черт личности современного руководителя: Автореф. канд. дисс. - М.: РАГС, 1996.