О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
РИТУАЛ-ОБЫЧАЙ-ОБРЯД-ТРАДИЦИЯ-КУЛЬТУРА.

Ритуал – обычай(обряд) – традиция – культура.

Что такое ритуал? Вообще, ритуал - любая последовательность действий или часто повторяемая модель поведения, заведенный порядок.    Бытовое поведение современного человека включает в себя множество ритуалов. Например, утренний ритуал пробуждения,  одевания и т.д. Часто между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу.  Каждое стереотипное, стандартное действие имеет и практический и ритуальный  аспект.     Ритуал — это форма социального взаимодействия, которое протекает по стандартной программе. Самый простой из них — обычный обмен приветствиями: «Привет!» -  «Привет!» Приветствуя друг друга, мы совершаем стандартную серию жестов и, не задумываясь, произносим традиционные фразы. Благодаря ритуалу, нам не нужно постоянно обдумывать каждое свое слово и поступок.

Ритуал – характерная черта всех человеческих обществ, как исторических, так и современных. Ритуальные действия  имеют символическую ценность, исполнение его обычно предписано  традициями общества, его действия унаследованы бессознательно из культурной традиции. 

С точки зрения этнографии и антропологии, ритуал может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.          

По мнению З. Фрейда, религия и религиозный ритуал являются психологической защитой от тягот жизни, страданий, надеждой избавления от болезней, т. е. необходимой иллюзией, а также они дают защиту и помощь целого сообщества соплеменников. Культурная традиция в течение долгого времени рассматривалась как обычай, передаваемый из поколения в поколение в виде определенного наследия, завета предков. Однако в культурной традиции имеется пласт, существование которого было выявлено швейцарским ученым К. Г. Юнгом (1875-1961) и названо архетипом культуры. 

В основе современной культуры  лежит первоначальный коллективный древний пласт психики и культуры, «коллективное бессознательное», которое передается по наследству и у всех людей тождественно. Именно на этой основе вырастает индивидуальная психика человека. Содержанием «коллективного бессознательного» являются архетипы. Архетипы - это первоначальный образы, образцы  культурного поведения, «психологические инстинкты». Они выражаются в ряде символов, которые отражены в мифах и сказаниях, в магических и колдовских действиях и ритуалах, когда человек чувствует свою неразрывную связь со своим родом, со всей историей  человечества и природой.Архетипы могут достичь сознания человека только в форме символа. Культурные архетипы, оставаясь неизменными по существу, проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах, сюжетах и ритуалах,  и т.д. 

Процесс превращения символов бессознательного в видимую и осязаемую форму возможен в процессе ритуального действа. Именно поэтому участие в проведения  ритуала помогает снять психологическое напряжение и гармонизировать человеческую психику. Как древний, так и современный ритуал, одинаково символичен. Он помогает человеку победить неопределенность, бесформенность времени и пространства, производит «членение времени».  Зачем ритуал современному человеку? Значительные перемены в жизни воспринимаются психикой человека с трудом, поэтому любой переход, в том числе смена статуса, переезд, нуждаются в особом сопровождении — ритуале. Ритуал сопровождает современного  человека от рождения до смерти: регистрация ребенка, поступление в школу и ее окончание, проводы в армию или поступление в институт, свадьба, серебряная, золотая и пр., проводы на пенсию и т. п. 

По словам Конфуция, «ритуал дает человеку опору в жизни». Участники ритуала ощущают, что ритуал - это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения. Существуют разные классификации ритуалов. К основному типу относятся ритуалы, связанные с переходом человека из одного состояния в другое, что  является важным моментом перехода и начала нового периода в жизни человека, связан с такими важными событиями, как «инициация», «ритуал перехода, изменения статуса, места жительства и жизненных кризисов», а также ритуалы преобразования «старого» в «новое». Человек в своей жизни проходит некие этапы. И каждый этап сопровождается ритуалом, цель которого обеспечить человеку переход из одного состояния в другое. Чтобы перейти из одного состояния в другое, из одной группы в другую, объединиться с людьми этой группы, человек вынужден следовать ритуалам, различным по форме, но сходным по механизму действия.

Форма ритуала напрямую связана с набором участников, местом и способом его организации. Рассмотрим каждый элемент ритуала.Символичность действия. Символичность – необходимое условие удачного ритуала. Ритуальные действия  могут быть различными (поклоны, омовения, очищения), главное, они должны иметь символическое значение.  Не менее важен игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях. Например, Ритуал преобразования «старого» в «новое» часто проводится по схеме выполнения ритуала «смерть - возрождение»: изготовление ритуального символа (например, изготовление чучела в календарном обряде типа Масленицы); вынос символа и уничтожение ритуального символа.Интересно отметить, что формы уничтожения ритуального символа соответствуют различным архаическим формам погребения: сожжение, предание земле, воде... Особую роль ритуал играет в исцелении (например, в психотерапии), когда целью является регенерация человеческого существа. Ритуал возвращает человека ко Времени начала, чтобы он начал новую жизнь, заново родился и исцелился. Процесс «ритуального уничтожения» представляет собой такое сочетание старого и нового, в котором победу одерживает новое. В результате,  равновесие восстанавливается.    

2. Участники ритуала. Различные ритуалы могут предполагать или напротив запрещать присутствие зрителей.  Ритуальные действия пытаются изменить сознание людей, участвующих в них, поэтому может оказаться важным проведение ритуала на публике. В некоторых ритуалах принимают участие только непосредственные члены семьи, другие же требуют присутствия более широкого круга.

3. Место. Можно устроить ритуал  дома, на улице или в месте, значимом для  участников.  Например, на мосту, (особенно при разведении и сведении мостов),  под аркой, в лесу, у реки, у моря, на закате или восходе солнца, и пр. Вода символизируют основу всего. Контакт с водой всегда заключает в себе некое возрождение, погружение в воды символизирует возврат в мир до существования, всплытие — проявление формы. Это символическая «смерть» и «рождение». 

4. Слова. Способы, при помощи которых люди могут выразить свои чувства и мысли в ходе ритуала – могут быть  письмом, обращением, мольбой, речью в прозе, стихах.

5.  Степень сложности. Одни ритуалы просты и требуют только рукопожатия или реплики типа «Удачи!», другие же жизненные перемены крайне значимы и требуют проведения сложных ритуалов. Сюда относятся свадьбы, дни рождения, годовщины смерти, ритуалы, связанные с наступлением половой зрелости, новоселья.    

Рассмотрим ритуал изменения на примере свадьбы.

Ритуал изменения статуса имеет три стадии. Первая стадия – собственно ритуал бракосочетания. Многие действия, совершаемые в процессе ритуала, символичны, то есть имеют значение, не связанное напрямую с самим действием. Например, когда жених и невеста обмениваются кольцами, они как бы заявляют о своем новом союзе.  Далее следует отделение от группы (медовый месяц). Затем наступает период неопределенности между двумя мирами (новобрачный период), а за ним следует объединение по-новому, в новую семью. Ритуальные действия изменяют сознание людей, участвующих в них, поэтому так важно проведение ритуала на публике. Например, хотя во время свадьбы непосредственно переживают огромную перемену в жизни только жених и невеста, обществу важно отметить, что оно получило новый союз, и оно имеет возможность выразить свои чувства по этому поводу в процессе свадебной церемонии.    Зачем нам семейные праздники? Семейные праздники позволяют нам  осознавать и воспроизводить  себя как семью, как род. Мы ходим в гости, участвуем в застольях, дарим подарки – все это, по сути, ритуальные действия, с помощью которых  каждый раз заново укрепляются и обновляются межличностные отношения, утверждается наше семейное единство. Аналогично, на корпоративных вечеринках подтверждается общность, единый психологический настрой в группе людей. Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. Корпоративные ритуалы призваны создавать единство профессионального коллектива.

Понимание повседневных, само собой разумеющихся черт групповой жизни требует систематического изучения ритуала. Понимание личностью своего внутреннего мира, связи людей друг с другом и с человечеством в целом также требует изучения ритуала. Ритуалы находятся на пересечении границ между конкретными людьми и об-ществом и требуют всестороннего изучения психологами.

09.08.2019
В рамках проекта "Мастерская" состоится второй тренинг Ольги Обуховой "Икигай" или Зачем я встаю по утрам? Автор тренинга приглашает Вас в увлекательное путешествие в мир искусства и творчества, где каждый сможет создать личную карту "Икигай" и попробовать найти свое предназначение.
14.07.2019
Психологический тренинг "Личностные границы - от теории к практике" Проект "Мастерская". Начало в 19.00
28.04.2019
Уважаемые коллеги и друзья! В 2019 году Гильдии психотерапии и тренинга исполняется 30 лет! Приглашаем вас на Юбилейную школу, где выступят выдающиеся мастера отечественной психологии.
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера