г. Санкт-Петербург
8 (812) 346 68 86
8 (812) 346 68 85
|
|
|
|
Экзистенциальные ценности. Тест-опросник Шкала экзистенцииА. Лэнгле и К. Орглер
Тест Шкала экзистенции (ШЭ) измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается тестируемым. Экзистенциальная исполненность – понятие, появившееся в психологии В. Франкла для описания качества жизни человека. Понятие исполненности – это "счастье через достоинство" (Аристотель), неотделимое от персональных убеждений и установок личности. "Степень" или "уровень" экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в моей жизни, как часто я живу с внутренним согласием, соответствуют ли моей сущности мои решения и поступки, могу ли я вносить хорошее, как я его понимаю, в жизнь. Речь идет не о том, как на самом деле живет человек, а о том, как он полагает, что живет. Тест отображает субъективную оценку человеком своей жизни. ШЭ представляет собой опросник, состоящий из 46 пунктов, ответы на которые испытуемый дает, оценивая себя и свою сегодняшнюю жизнь по различным аспектам. Тест разработан для научных целей, а также для сопровождения терапевтического процесса. С его помощью можно установить исходное состояние пациента, области нарушений и ход терапии. Также имеется широкое поле приложения теста в психологии, педагогике, менеджменте, социологии – везде, где важно учитывать личностное отношение человека к профессии и собственной жизни, там, где важны базовые человеческие способности справляться с жизнью, вносить в нее смыслы.
Тест-опросник Шкала экзистенции, авторы методики А. Лэнгле и К. Орглер:
Инструкция. Насколько Вам подходит следующее высказывание, варианты ответов: "верно", "верно за редкими исключениями", "скорее верно", "скорее не верно", "не верно за редкими исключениями", "не верно".
Тестовый материал (вопросы). 1) Часто я бросаю даже важную деятельность, если усилия, которые требуются, становятся слишком неприятными. 2) Я чувствую, что те задачи, которые передо мной стоят, представляют для меня ценность. 3) Для меня что-то имеет значение лишь тогда, когда это соответствует моему желанию. 4) В моей жизни нет ничего ценного. 5) Больше всего мне нравится заниматься самим собой – моими заботами, желаниями, мечтами, страхами. 6) Обычно я бываю рассеян. 7) Даже если я многое сделал, я не удовлетворен, потому что чувствую, что не сделал того, что было важным. 8) Я всегда ориентируюсь на ожидания других и поступаю в соответствии с этим. 9) Мне свойственно откладывать неприятные решения в долгий ящик 10) Меня легко отвлечь, даже если я занят тем, что мне нравится. 11) В моей жизни нет ничего такого, чему бы я хотел себя посвятить. 12) Я часто не понимаю, почему именно я должен это делать. 13) Я думаю, что та жизнь, которую я веду, ни на что не годна. 14) Мне трудно понимать смысл вещей. 15) Я могу обходиться с самим собой как с хорошим другом. 16) Я слишком мало времени уделяю тому, что является по-настоящему важным. 17) У меня сразу никогда не бывает ясности по поводу того, что я могу сделать в какой-либо ситуации. 18) Я многое делаю только потому, что я должен это делать, а не потому, что я хочу это сделать. 19) Если возникают проблемы, я легко теряю голову. 20) Я часто делаю то, что можно с таким же успехом сделать и позже. 21) Мне каждый раз интересно, что принесет день. 22) В большинстве случаев, только начав действовать, я понимаю, какие последствия имеет принятое решение. 23) Если я должен принять решение, я не могу положиться на свои чувства. 24) Неуверенность в исходе дела удерживает меня от его выполнения, даже если я болею за него душой. 25) Я никогда точно не знаю, за что я отвечаю. 26) Я чувствую себя внутренне свободным(ой). 27) Из-за того, что жизнь не дала исполниться моим желаниям, я чувствую себя обделенным(ой) ею. 28) Когда я вижу, что у меня нет выбора, я чувствую облегчение. 29) Есть ситуации, в которых я себя чувствую совсем беспомощным(ой). 30) Я делаю много такого, в чем я по-настоящему не разбираюсь. 31) Обычно я не знаю, что в ситуации является важным. 32) Исполнение собственных желаний стоит для меня на первом месте. 33) Мне трудно проникнуться чувствами других. 34) Было бы лучше, если бы меня не было. 35) Многое из того, с чем я связан, чуждо мне. 36) Мне нравится формировать собственное мнение. 37) Я чувствую, что разрываюсь, потому что одновременно делаю так много вещей. 38) Мне не хватает сил, чтобы довести до конца даже самые важные вещи. 39) Я делаю многое просто так, особенно не задумываясь. 40) Ситуация для меня лишь тогда представляет интерес, когда она соответствует моим желаниям. 41) Когда я болею, то не знаю, что делать с этим временем. 42) Я редко вижу, что у меня есть разные возможности для действия в ситуации. 43) Я нахожу окружающий мир однообразным. 44) Вопрос, хочу ли я что-то сделать, редко встает предо мной, потому что чаще всего есть то, что я должен(а) делать. 45) В моей жизни нет ничего действительно хорошего, потому что все имеет свои за и против. 46) Моя внутренняя несвобода и зависимость доставляют мне много хлопот.
Обработка опросника "Шкала экзистенции" Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 1 до 6 («верно» – 1 балл, «верно с ограничениями» – 2 балла, «скорее верно» – 3 балла, «скорее не верно» – 4 балла, «не верно с ограничениями» – 5 баллов, «не верно» – 6 баллов),
ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 6 до 1 («не верно» – 1 балл, «верно» – 6 баллов).
Затем суммируется общий балл экзистенциальной исполненности (G) и показатели для каждой из 4 субшкал (самодистанцирование, самотрансценденция, свобода и ответственность), а также показатели параметров Person (сумма SD и ST) и экзистенция (сумма F и V).
Ключи к опроснику "Шкала экзистенции" Самодистанцирование (SD) 8 вопросов: 3, 5, 19, 32, 40, 42, 43, 44 Самотрансценденция (ST) 14 вопросов: 2*, 4, 11, 12, 13, 14, 21*, 27, 33, 34, 35, 36*, 41, 45 Свобода (F) 11 вопросов: 9, 10, 15*, 17, 18, 23, 24, 26*, 28, 31, 46 Ответственность (V) 13 вопросов: 1, 6, 7, 8, 16, 20, 22, 25, 29, 30, 37, 38, 39
* обратный вопрос (при подсчете баллов 6 = 1, 5 = 2 и т.д.).
Поскольку тест не содержит шкалы лжи, предлагаются два способа выявления желательности ответов: 1. Следует иметь в виду, что разнонаправленные ответы на вопросы 3, 32, 40 и 18, 39 могут указывать на несогласованность и закрытость при работе испытуемого с тестом. Эти вопросы сходны по содержанию. Поэтому, если, например, кто-то отвечает на вопрос 3 («Для меня что-то имеет значение лишь тогда, когда это соответствует моему желанию») «соответствует», а на вопрос 40 («Ситуация для меня лишь тогда представляет интерес, когда она соответствует моим желаниям») «не соответствует», то следует проверить надежность ответов и соблюдать осторожность при их интерпретации. Если при ответах на другие пункты теста (32; 18, 39) картина будет та же, следует с еще большей осторожностью интерпретировать результаты. 2. Опыт показывает, что слишком хорошие результаты следует оценивать осторожно и с долей критичности. В ходе исследований имелись испытуемые с максимальными или близкими к максимальным показателями. Как правило, это были люди с высоким самомнением или истеричные. Обычно испытуемые с показателем SD – самодистанцирование – выше 43 склонны к крайностям в ответах. Если у них также имеются очень высокие показатели по остальным субшкалам и, таким образом, очень высокий общий показатель, то следует подумать о нереалистичной самооценке или о социальной желательности результатов. Если число баллов теста чрезвычайно низкое, это часто свидетельствует о непонимании теста или неспособности отвечать на вопросы. В обоих случаях – будь то слишком высокие или слишком низкие показатели – интерпретации должно предшествовать интервью с испытуемым, чтобы у вас была возможность убедиться, что тест действительно заполнен без бессознательных или преднамеренных фальсификаций.
Продолжение на странице: http://psycademy.ru/pages/717/
|
12.09.2024
Расписание занятий для группы 47
11.06.2024
19 июня в 12.00 защита дипломов и ВКР
24.04.2024
Занятия отложены до 13 мая. Следите за расписанием
|