СОДЕРЖАНИЕ
- Общие положения
- 1.2.Нормативные документы для разработки программы повышения квалификации «Деловая психология».
- Общая характеристика программы повышения квалификации «Деловая психология».
2.1. Цель программы.
2.2. Срок освоения программы.
2.3. Трудоемкость программы
2.4. Характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы
3.1. Календарный учебный график.
3.2. Учебный план программы повышения квалификации «Деловая психология».
3.3. Рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей).
4. Материально-техническое и ресурсное программы повышения квалификации «Деловая психология».
5. Формы аттестации, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
6. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения программы повышения квалификации «Деловая психология».
7. Итоговая аттестация выпускников программы повышения квалификации «Деловая психология».
Приложения.
Приложение 1 – Учебный план.
Приложение 2 - Рабочие программы учебных дисциплин.
- Общие положения
1.1. Программа повышения квалификации – «Деловая психология».
представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Высшей школы с учетом требований рынка труда и на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к результатам освоения образовательных программ по направлению 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014г. № 946.
Программа повышения квалификации – «Деловая психология» регламентирует цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы.
1.2. Нормативные документы для разработки программы повышения квалификации – «Деловая психология».
Нормативную правовую базу разработки программы повышения квалификации «Деловая психология» составляют:
Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Устав НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий».
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ) и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013г. N499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», содержание и организация образовательного процесса при реализации данной программы регламентируется комплексом основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, которые представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей), а также оценочных и методических материалов.
- Общая характеристика программы повышения квалификации «Деловая психология».
2.1. Цель программы повышения квалификации «Деловая психология»
Целью программы повышения квалификации «является формирование и совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области деловой активности.
2.2. Срок освоения программы
Срок освоения программы повышения квалификации «Деловая психология» составляет 7 месяцев.
2.3. Трудоемкость программы
Трудоемкость программы повышения квалификации «Деловая психология» составляет 240 часов.
Трудоемкость освоения слушателем программы повышения квалификации включает все виды аудиторной и самостоятельной работы обучающегося и время, отводимое на контроль качества освоения программы.
2.4. Характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы
Результаты освоения определяются совершенствованием выпускником следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с задачами программы повышения квалификации «Деловая психология» деятельности в соответствии с перечнем компетенций ФГОС ВО 37.03.01 «Психология»:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
- способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-13);
- способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
Перечень компетенций, формирующихся в процессе освоения образовательной программы «Деловая психология»
|
В результате освоения программы повышения квалификации «Деловая психология» у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции.
|
|
общекультурные компетенции (ОК)
|
1.
|
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
|
Знать: альтернативные технологии по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов и поддержанию мира;
Уметь: анализировать с применением современных теоретических подходов закономерности конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества;
-проявлять эмпатию;
Владеть: способностью анализировать процессы, происходящие в группе, коллективе независимо от социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий ее членов.
|
2.
|
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
|
Знать: практические методики анализа своих возможностей;
Уметь: приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- анализировать и использовать отечественные и зарубежные методики, разработки в своей деятельности;
-на научной основе организовать свой труд;
Владеть: компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации.
-способнностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта.
|
|
общепрофессиональные компетенции (ОПК)
|
3.
|
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
(ОПК-1).
|
Знать: современные принципы сохранения и систематизации информации;
виды источников информационного поиска;
основные средства информации и коммуникационные технологии;
Уметь: осуществлять поиск информации для решения стандартных профессиональных задач;
осуществлять отбор информации для решения стандартных профессиональных задач с помощью информационно-коммуникационных технологий;
осуществлять хранение информации для решения стандартных профессиональных задач с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть: навыками поиска, обобщения и переработки информации, как на традиционных, так и на электронных источниках;
навыками работы с информационными технологиями с целью решения профессиональных задач
|
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
|
4.
|
способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
|
Знать: традиционные методики работы с различными видами конфликтов: внутриличностными, межличностным, группа-личность;
Уметь: использовать методы технологии помощи осознаванию причин внутриличностного и межличностного конфликтов;
-проводить приемы урегулирования конфликтов и поддержания мира (переговоры и медиацию);
Владеть: способностью разрабатывать практики межличностного и социального взаимодействия, на основе методов, способов, приемов, техник предупреждения и разрешения конфликтов;
|
5.
|
способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
|
Знать: особенности подготовки речи публичного выступления;
- особенности поведения при публичном выступлении;
- закономерности динамических процессов в группе;
- особенности подбора материала для занятия;
Уметь: - проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов – внутри своего коллектива и в сборном коллективе.
создавать дидактический материал
Владеть: умением пользоваться техническими средствами при проведении просветительской деятельности и работы по оптимизации микроклимата в коллективе.
|
6.
|
способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-13);
|
Знать: методики для диагностики процессов в группе;
- теоретические аспекты возникновения конфликтов;
Уметь: в условиях конфликта в организации формировать у членов коллектива знания о конфликтах и мире, альтернативных технологиях предупреждения, разрешения и управления конфликтами и поддержания мира;
Владеть: - умением диагностировать конфликт, владения первичными навыками предупреждения, разрешения и управления конфликтом и поддержания мира;
- навыками подбора методик для диагностики процессов в группе,
- способностью разработать рекомендации или тренинговые занятия по результату предварительного исследования.
|
7.
|
способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
|
Знать: технологии, направленные на личностный рост;
Уметь: Уметь разрабатывать программы для личностного роста сотрудников;
- проводить занятия по предупреждению эмоционального и профессионального выгорания.
- планировать и проводить совместные мероприятия для коллектива с целью сплочения команды.
Владеть: навыками организации групповых мероприятий;
- психологическими технологиями, ориентированными на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
|
- Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы повышения квалификации «Деловая психология»
3.1.Календарный учебный график программы повышения квалификации «Деловая психология» на 2016 – 2017 учебный год.
|
|
Сентябрь
|
|
29
|
Октябрь
|
27
|
|
Ноябрь
|
|
|
Декабрь
|
|
29
|
Январь
|
26
|
Февраль
|
23
|
|
Март
|
|
30
|
Апрель
|
27
|
|
Май
|
|
|
Июнь
|
|
29
|
|
Июль
|
|
27
|
|
Август
|
|
Месяц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
8
|
15
|
22
|
-
|
6
|
13
|
20
|
-
|
3
|
10
|
17
|
24
|
1
|
8
|
15
|
22
|
-
|
5
|
12
|
19
|
-
|
2
|
9
|
16
|
-
|
2
|
9
|
16
|
23
|
-
|
6
|
13
|
20
|
-
|
4
|
11
|
18
|
25
|
1
|
8
|
15
|
22
|
-
|
6
|
13
|
20
|
-
|
3
|
10
|
17
|
24
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
-
|
-
|
-
|
3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
7
|
14
|
21
|
28
|
|
12
|
19
|
26
|
|
9
|
16
|
23
|
30
|
7
|
14
|
21
|
28
|
|
11
|
18
|
25
|
|
8
|
15
|
22
|
|
8
|
15
|
22
|
29
|
|
12
|
19
|
26
|
|
10
|
17
|
24
|
31
|
7
|
14
|
21
|
28
|
|
12
|
19
|
26
|
|
9
|
16
|
23
|
31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
|
K
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ИА
|
К
|
К
|
К
|
К
|
К
|
К
|
К
|
К
|
К
|
К
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
|
|
|
|
теоретическое обучение
|
Э
|
экзаменационная сессия
|
|
|
|
итоговая аттестация
|
|
|
к
|
каникулы
|
ИА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Учебный план
Учебный план программы повышения квалификации «Деловая психология» определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации приведены в Приложении 1.
3.3. Рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей)
Рабочие программы дисциплин (модулей) программы повышения квалификации «Деловая психология» разработаны для всех дисциплин и итоговой аттестации в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» и приведены в Приложении 2.
4.Материально-техническое и ресурсное обеспечение программы повышения квалификации «Деловая психология»
Реализация программы повышения квалификации «Деловая психология» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью.
Программа повышения квалификации «Деловая психология» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам.
Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Текущая самостоятельная работа по дисциплине направлена на закрепление и углубление знаний студентов, на развитие практических навыков и включает в себя следующие виды работ:
работа с лекционным материалом;
подготовка к практическим (семинарским) занятиям;
подготовка к текущей и промежуточной аттестации по отдельным разделам дисциплины в форме устных опросов или тестов.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
Высшая школа располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
- лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, и имеющие выход в Интернет),
- помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью);
- учебники, учебные и учебно-методические пособия по дисциплине для подготовки к занятиям и решения ситуационных задач;
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии).
- наглядные и технические средства обучения (альбомы схем, плакаты, телевизор, компьютер, мультимедийный проектор).
- материалы для проведения тестирования студентов
При использовании электронных изданий Высшая школа обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
- Формы аттестации, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Основными видами контроля уровня успеваемости обучающихся (знаний, умений, компетенций) по дисциплине являются:
-текущий контроль;
- промежуточная аттестация по дисциплине в форме зачетов или экзаменов.
Текущий контроль успеваемости - это непрерывно осуществляемый мониторинг уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения, развития личностных качеств студента за фиксируемый период времени.
Формами текущего контроля могут быть:
устный и письменный опрос;
типовые задания;
тестирование (письменное или компьютерное);
контрольные работы;
проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов и
эссе;
проблемные семинары, групповые дискуссии, тренинги, «круглые столы»;
аналитическая работа с научной литературой;
рецензирование студентами работ друг друга.
Возможны и другие формы текущего контроля результатов, которые определяются преподавателями конкретных дисциплин и фиксируются в рабочей программе дисциплины. При проектировании оценочных средств предусматривается оценка способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач.
Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента.
Промежуточная аттестация - это форма контроля, проводимая по завершению изучения дисциплины. Время проведения и продолжительность промежуточного контроля по дисциплинам устанавливается графиком учебного процесса факультета.
В промежуточную аттестацию по дисциплине могут включаться следующие формы контроля:
экзамен;
зачет;
защита курсовой работы, отчета по практике;
тестирование (в том числе компьютерное);
прием индивидуальных домашних заданий, творческих работ, рефератов.
Возможны и другие формы промежуточного контроля по дисциплине.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
6. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения обучающимися программы повышения квалификации «Деловая психология» включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета или экзамена по дисциплине в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины осуществляется с использованием балльной оценки работы слушателя.
Цифровое выражение
|
Словесное выражение
|
Описание
|
5
|
Отлично
(зачтено)
|
· обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;
· демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;
· способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
· владеют понятийным аппаратом;
· демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
· подтверждают теоретические постулаты примерами из психологической практики;
· посещение лекций и практических (семинарских) занятий (100%);
· активное и инициативное участие в работе семинаров;
· создание полного индивидуального портфолио по самостоятельной работе;
· высокое качество выполнения учебных заданий, тестов.
|
4
|
Хорошо
(зачтено)
|
·обнаруживают твёрдое знание программного материала;
·усвоили основную и наиболее важную дополнительную литературу;
·способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
·допускают отдельные погрешности и неточности при ответе;
·посещение лекций и практических (семинарских) занятий (80%);
·активное участие в работе семинаров;
·наличие индивидуального портфолио (не менее 80% отличного варианта);
·хорошее качество выполнения учебных заданий, тестов.
|
3
|
Удовлетворительно
(зачтено)
|
· обнаруживают твёрдое знание программного материала;
· усвоили основную и наиболее важную дополнительную литературу;
· способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
· допускают отдельные погрешности и неточности при ответе;
· посещение лекций и практических (семинарских) занятий (60%);
· участие в работе семинаров;
· выполнение учебных заданий, тестов.
|
2
|
Неудовлетворительно
(незачтено)
|
·обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;
·допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;
·демонстрируют незнание теории и практики психологии. пропуск более половины лекций, практических занятий и семинаров;
·неучастие и неготовность на семинарских занятиях;
·низкое качество выполнения учебных заданий и тестов.
|
- Итоговая аттестация выпускников программы повышения квалификации «Деловая психология»
Итоговая аттестация (ИА) выпускников программы повышения квалификации «Деловая психология» осуществляется после освоения образовательной программы профессиональной переподготовки в полном объеме.
ИА включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).
К итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план.
Успешное прохождение итоговой аттестации является основанием для выдачи выпускнику свидетельства о повышении квалификации.
- Приложения
Приложение 1 – Учебный план.
Приложение 2 - Рабочие программы учебных дисциплин.