г. Санкт-Петербург
8 (812) 346 68 86
8 (812) 346 68 85
|
|
|
|
Методика Q-сортировки Исследование представлений о своем собственном "Я"
МЕТОДИКА "Q-СОРТИРОВКА". Исследование представлений о своем собственном "Я" Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и впервые опуб¬ликован в 1958 г.
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное "Я", а не "соответствие-несоответствие" статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: "социальное "Я" (каким меня видят другие); "идеальное "Я" (каким бы я хотел быть); "актуальное "Я" (какой я в разных ситуациях); "значимые другие" (каким я вижу своего партнера); "идеальный партнер" (каким я хочу видеть своего партнера).
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и "избегание борьбы". Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к "борьбе" — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание борьбы показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из тенденций имеет внутреннюю внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность— необщительность, принятие "борьбы" —- избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и прояв¬ляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами. Инструкция Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: "сомневаюсь", т.е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряжение пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов "да" складывается с количеством ответов "нет" противоположных тенденций. В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от+1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ "да" имеет положительный знак, а ответ "нет" — отрицательный. Три-четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.
Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов "да" и "нет" совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имею¬щих одинаковую выраженность противоположных тенденций. Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Критичен к окружающим и товарищам. 2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт. 3. Склонен следовать советам лидера. 4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с това¬рищами. 5. Нравится дружественность в группе. 6. Склонен противоречить лидеру. 7. Испытывает симпатии к одному-двум членам группы. 8. Избегает встреч и собраний в группе. 9. Нравится похвала лидера. 10. Независим в суждениях и манере поведения. 11. Готов встать на чью-либо сторону в споре. 12. Склонен руководить товарищами. 13. Радуется общению с одним-двумя друзьями. 14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со сто¬роны членов группы. 15. Склонен поддерживать настроение своей группы. 16. Не придает значения личным качествам членов группы. 17. Склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытывает удовлетворение в противопоставлении себя лидеру. 19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре. 21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит. 22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников. 25. Недоволен слишком формальными отношениями. 26. Когда обвиняют — теряется и молчит. 27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями. 28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам. 29. Склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремится быть в центре внимания. 31. Хотел бы быть членом более узкой группировки. 32. Склонен к компромиссам, 33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер по¬ступает вопреки его ожиданиям. 34. Болезненно относится к замечаниям товарищей. 35. Может быть коварным и вкрадчивым. 36. Склонен принять на себя руководство в группе. 37. Откровенен в группе; 38. Возникает нервное беспокойство во время группового раз¬ногласия. 39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ. 40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия. 41. Склонен сердиться на товарищей. 42. Пытается вести других против лидера. 43. Легко находит знакомства за пределами группы. 44. Старается избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашается с предложениями других членов группы. 46. Оказывает сопротивление образованию группировок. 47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен. 48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. 49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу. 50. Пытается не показывать свои истинные чувства. 51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях. 52. Инициативен в установлении контактов в общении. 53. Избегает критиковать товарищей. 54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим. 55. Не нравится, когда отношения в группе становятся слишком фамильярными. 56. Любит затевать споры. 57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе. 58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей, нарушать их. 59. Склонен к перепалкам, задиристый. 60. Склонен выражать недовольство лидером.
Ключ
1. Зависимость |
3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54 |
2. Независимость
|
6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60 |
3. Общительность
|
5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 5 |
4. Необщительность |
4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58 |
5. Принятие "борьбы" |
1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59 |
6. Избегание "борьбы" |
2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53 |
|
10.12.2024
21 декабря Новогодние встречи. Традиционный психологический праздник - четыре минитренинга.
Жукова 23 с 12.00 до 18.00
21.11.2024
Модуль Измененные состояния сознания. Занятия проводятся по четвергам с 19.00 до 21.30 ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296
Модуль Психодиагностика . Занятия проводятся по вторникам с 19.00 до 21.30. Ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296
12.09.2024
Расписание занятий для группы 47
|