О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Лень. Её причины и проявления.

Ещё раз о вечном. Лень. Её причины и проявления.

С давних времён, из сказок и учений, про лень известно, что она – мать всех пороков, которая раньше нас родилась и сопровождает нас всю жизнь. Поэтому «лень», как бытовая характеристика, широко используется в обществе для обозначения бездействия. По сути, ленью является столкновение интересов ситуации и интересов человека, конфликт между «надо» и «не хочу/не могу».

Почему осуждается лень? Человеку от природы даны огромные ресурсы, которые он до конца так и не использует. Один из этих ресурсов – свободная воля. Свободная – потому как независящая ни от кого, кроме самого человека. И право и обязанность человека использовать подаренные ему природой ресурсы как можно более полноценно. 

 

Принимая и пользуясь даром свободной воли, увеличивая её мощь и силу, человек раскрывает свой потенциал во благо себе и обществу, окружающей реальности, которую, в этом случае, человек своим трудом преобразует. Хотя, надо заметить, не любой труд и не любые преобразования позитивны. Тем не менее, возникает своеобразный гармоничный «круговорот труда в природе»: природа трудится и создаёт человека – человек трудится и своим трудом приносит пользу себе и обществу (части природы) – общество и природа приносит пользу человеку». В этом процессе происходит духовный и личностный рост человека и восполнение потраченных ресурсов как своих, так внешнего Мира.

Лень же (осознанно или неосознанно) говорит об отказе человека принимать и использовать дар свободной воли, свои ресурсы, таланты и возможности. Тогда начинает происходить «круговорот лени в природе», который, кстати, весьма заразителен и нарушает гармоничную закономерность созидания.

Природа трудится и создаёт человека – человек ленится и ничего не делает, ничего не отдаёт, не восполняет ресурсы – природа его увядает, как и он сам вместе со своим нереализованным потенциалом.

Образно говоря, происходит загнивание неиспользованного урожая или не посеянного семени, только потому, что сеятелю-пахарю лень идти на поле. Конечно, такая потеря не только урожая, но и его семян, которые могли бы дать плоды, всегда активно и справедливо осуждается – ведь в этом случае многие остаются голодными или другие пахари трудятся сверх своей силы, и… начинают заболевать, ленью… так как она заразительна. Это, кстати, вариант «круговорота лени в обществе».

Из девяти заповедей известно, что самый тяжёлый грех – это уныние. Но что приводит к унынию? Да, именно лень. Поскольку дар свободный воли и свои ресурсы их обладатель отказался использовать, то ему становится скучно, грустно, возникает апатия и, как следствие, уныние. Получается, что уныние и лень – это два греха, всегда искушающие человека вместе или поочерёдно и, в итоге, сводящие существование человека на-нет.

В понятиях медицины лень является одним из признаков нарушений нервной системы и психики. Например, отсутствие желания двигаться называется «адинамия»; («а» – в латинском языке означает отрицание чего-либо); отсутствие желания что-то делать – «апатия»; отсутствие всяких желаний – «абулия», что является одной из возможных проявлений депрессивного состояния.

В понятиях психологии лень выражается, прежде всего, как нарушение способности волевого регулирования, одно из основных проявлений которого – это слабость волевых механизмов. Второе по значимости проявления лени – это нарушение механизмов моделирования. А третье – демотивация и нарушение целеполагания, т.е. видения своей цели.

Откуда же берётся лень? Бывают такие ситуации, что человеку в силу необходимости приходится взваливать на себя слишком большие психологические (да и физические) нагрузки, долго и напряжённо трудиться, как в песне поётся – «за себя и за того парня», который, кстати, ленился. Конечно, такой ситуации могло бы и не быть, но если уж она сложилась, то долго так продолжаться не может. Однажды такой «трудяга» или «трудоголик» выдыхается, и у него наступает период лени, который, как правило, начинается с различный болезней (но это уже другая тема). Такая лень малоустойчива и называется «случайной» или «ситуативной». 

Но бывает иначе. Бывает, что человек уже рождается таковым – со слабыми волевыми процессами. И если он их не развивает и не укрепляет постоянными духовными и физическими тренировками, то на всю жизнь остаётся вялым, апатичным, нерешительным с отсутствием ощущения удовольствия от любого вида деятельности своей и чужой. Такая лень является устойчивой и называется «прирождённой». Правда, при очень сильном желании можно, если не всё, то многое изменить (но это тоже другая тема).

Поскольку ленивый человек идёт по линии наименьшего сопротивления и почти ничего в жизни не достигает, кроме бесконечных проблем, имеет обычно или невысокий уровень жизни или скатывается до такового, то возникает вопрос: в чём смысл лени?

Для каждого человека лень имеет свой собственный, субъективный смысл. В первую очередь, возможно, лень является «защитной реакцией». Человек не уверен в своих силах и, поэтому, чтобы избежать стресса от неудач, он предпочитает ничего не делать.

Второй, по своей значимости, смысл лени – это привычка, которая, как известно, становится «второй натурой». В контексте «лени» – это «обученная» беспомощность. Откуда она берётся? Есть такое мнение, и с ним трудно не согласиться, что «развратить человека можно только любовью» – как правило, так называемой «удушающей» или эгоистичной. Своему «любимому» чаду всё позволяется и чадо от всего оберегается. Ради чего? Ради эгоистичного желания (осознанного или неосознанного) иметь это чадо всё время рядом «под рукой» и ещё ради иллюзии «быть хорошими родителями». Такое воспитание превращается в «обученную беспомощность», которая и взращивает у человека привычку к лени.

Следующий смысл лени, третий по значимости, который может включать в себя первые два – это отрицательная черта характера. Значит, было, откуда появится этой «отрицательной» черте. И ещё это означает отсутствие у человека стремления исправить «минус» на «плюс» в своём характере и в своей жизни.

Ещё один известный смысл лени это, как в известной поговорке: «большая работа бывает перед большим перерывом». В данной ситуации лень выступает периодом для набора сил. Однако этот смысл может стать оправданием проявлению первых трёх.

Следующий смысл лени уже описан выше. Но вкратце можно повторить. Человек много трудился «за себя за того парня», который, возможно, предавался лени, и в итоге трудяга выдохся и ему требуется перерыв, а большой или маленький – это зависит от его измотанности и усталости и таких качеств, как способность к саморегуляции и к самовосстановлению.

Ну и вошедший в исторические, научные и литературные легенды, самый «приятный» смысл лени – это «Иванушка на печи». Период лени, необходимый для генерирования идей, творческих или научных. Но такой смысл лени, который выглядит как «ничегонеделание» привлекателен лишь внешне. Однако именно поэтому, у многих он вызывает много удивления и зависти и веры в возможности «по щучьему веленью…». На самом деле такая лень, как условие для самореализации, очень обманчива в своих проявлениях. Если человек не оправдывает свою лень «поисками себя», а действительно как бы с виду «ленится» для самореализации, то внутри него происходит колоссальная напряжённая интеллектуальная и духовная работа, которую, конечно, никто, кроме него самого, не может ощутить в полной мере. На выходе получаются прекрасные результаты – таким способом сделано много открытий: например, одно из самых известных – это Таблица Химических Элементов Д.И.Менделеева, которая, по легенде, приснилась ему во сне. Но ведь до этого «счастливого момента» учёный много и усиленно думал над своей теорией – да так, что она даже приснилась. Обычно сам человек после такой внешней лени и «невидимого» труда зачастую оказывается обесточен и нуждается уже в лени для восстановления сил.

Впрочем, смысл лени может и не зависеть от самого человека, т.е. быть объективным. Тогда уже говорят о нарушении двух механизмов саморегуляции – деятельности и личностного становления.

У саморегуляции существует четыре её проявления:

• Сверхрегуляция. Иными словами, выполнение бессмысленных действий. Человек, вроде как, и понимает всю их бессмысленность, но продолжает в том же духе;

• Высокая степень саморегуляции. Это чёткое и гармоничное сочетание мысли, слова и дела;

• Низкая степень саморегуляции. Отсутствие внутреннего представления о необходимости действовать

• Самая низкая степень саморегуляции. Невозможность и нежелание действовать  даже при осознании такой необходимости.

Личностное становление человека обычно берёт своё начало в подростковом возрасте. Непомерные нагрузки «по-немецки» и «по-русски» и всевозможные «кружки» в сочетании с завышенными требованиями родителей и учителей мощной лавиной сваливаются на ещё неокрепший подростковый организм. Хотели как лучше, а получилось как всегда: первые предвестники лени «утомление» и «недомогание» не замедлят себя знать – ведь природу обмануть сложно (от слова «ложно», т.е. то, что «с ложью») да и бессмысленно.

Ещё более бессмысленно обманывать самого подростка, оказывая на него давление и навязывая ему дело по своему, а не по его, выбору. Это имеет обратный эффект: появление анти-интереса и демотивации.

Но бывает и так, что подростка переполняет желание заниматься определённым делом, но его уровень знаний и физических возможностей пока что этого не позволяет. Наступает разочарование. Хорошо, если найден компромисс. Если нет, то семена лени падают на подходящую почву. 

Очень распространённая группа, это так называемые «талантливые ленивцы». Спектр их возможностей широк, но из-за психической или физической слабости и нежелание её преодолевать подросток (да и взрослый тоже) теряет интерес к активной деятельности. В таких случаях необходим «волшебный пинок» - мощный эмоциональный (это лучше, чем физический) импульс извне – обстоятельства или уважаемые ленивцем люди. Только «волшебные пинки» необходимо повторять регулярно и контролировать ситуацию. Это не всем под силу. Ведь такое отношение означает некоторое давление на психику и вовлечение не в свою жизнь и не в свои проблемы, что слишком энергозатратно для вовлечённого.

К лени может привести и необходимость экономить силы из-за стресса или неуверенности в себе. Если же ситуация с экономией сил затягивается, то человек как бы отучается действовать и лень тут как тут его и настигает.

Однако если хоть немного преодолеть себя и начать действовать, то, как ни странно – силы откуда-то «чудесным» образом восполняются. А при желании можно найти полезную информацию по восстановлению сил.

Конечно, лень, как любое негативное проявление, таит в себе опасности. Одна из самых серьёзных – это опасность оказаться в «сомнительной тусовке», в секте, из-за повышенной внушаемости, неумения устанавливать прочный психологический щит против разных внешних воздействий. Отсутствие внимания, упорства, неспособность предвидеть своё поведение – это далеко неполный список опасностей от лени.

Есть ли способы преодоления и борьбы с этим хитрым и невидимым монстром? Да, есть, и самое основное – это действие и только действие вопреки нежеланию и бессилию. Любой монстр отступит перед активностью своей «жертвы». Но это тема уже следующей статьи.

20.02.2025
22 марта в 12.00 Праздник Весенние встречи
13.01.2025
расписание занятий на январь 2025
10.12.2024
21 декабря Новогодние встречи. Традиционный психологический праздник - четыре минитренинга. Жукова 23 с 12.00 до 18.00
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера