Причины возникновения конфликта
Жизнь разнообразна своими проблемами. Одна из
Среди большого разнообразия жизненных проблем, одна из самых распространенных, даже в благополучных семьях, – конфликт родителей и детей. Ребёнок, даже зная и чувствуя, что его действия входят в противоречие с требованиями родителей, всё равно продолжает вести себя определённым образом. Ни перемены в обстановке, ни конфронтация, не помогают изменить поведение ребёнка. Словно его главная задача – создавать конфликтные ситуации. Конфликты являются своеобразным кризисом семейных отношений, моментами истины. В зависимости от реакций сторон-участников, такой кризис отношений воспринимается или деструктивным, или конструктивным: либо отталкивает родителей и детей друг от друга, либо приводит их к более глубокому взаимопониманию.
Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений родителей и детей, существуют определённые психологические факторы.
1. Тип внутрисемейных отношений: гармоничный и дисгармоничный.
|
|
|
При гармоничных отношениях внутри семьи создаётся подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
При дисгармоничных отношениях внутри семьи создаётся конфликтный характер супружеских отношений. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям её членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания:
– разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
– противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
– опёка и запреты во многих сферах жизни детей;
– завышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
3. Возрастные кризисы детей, как переходный период от одного этапа детского развития к другому, являются факторами повышенной детской конфликтности: дети становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто конфликтуют с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Возрастные кризисы детей делятся на следующие периоды их жизни:
– кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
– кризис «трёх лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
– кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
– кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12–14 лет);
– подростковый кризис 15–17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор.
Личностный фактор – это совокупность особенностей характера, мировоззрения и поведения людей с окружающими.
Личностными факторами родителей, провоцирующими конфликты с детьми, являются: консервативный способ мышления; приверженность устаревшим правилам поведения; вредные привычки (алкоголь, курение и т.д.); авторитарность суждений; ортодоксальность убеждений и т. п. Личностными факторами детей, провоцирующими конфликты с родителями, являются: низкая успеваемость; нарушение правил поведения; игнорирование рекомендаций родителей; а также непослушание; упрямство; эгоизм и эгоцентризм; самоуверенность; леность и т. п.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
– оптимальный; (а что это такое?!)– проявление обоюдного интереса при холодности отношений;
– дистанция со стороны детей при наличии родительской заботы;
– дистанция со стороны родителей при потребности детей в родительском внимании;
– отсутствие поддержки со стороны родителей при их правоте;
– отсутствие поддержки со стороны родителей при правоте детей;
– взаимное отчуждение, как следствие длительного игнорирования противоречий;
По статистике, подростковый кризис – это период наибольшей внутрисемейной напряжённости,
который имеет виды конфликтов:
– неустойчивость оценок поведения ребёнка – постоянная смена критериев;
– сверх-забота – чрезмерная опёка, контроль и сверхожидания;
– отсутствие уважение к личности ребёнка и лишение его прав на самостоятельность – тотальность указаний и контроля;
– авторитарность со стороны родителей – навязывание своей точки зрения или линии поведения, стремление любой ценой достичь желаемого результата действий ребёнка
В результате, в ответ на внутрисемейную конфликтность ребёнок, чаще всего неосознанно, вырабатывает
определённую стратегию поведения:
– оппозиция - демонстративные действия негативного характера;
– отказ - неподчинение требованиям родителей;
– изоляция – уход от нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.
Для снижения уровня конфликтности между родителями и детьми и гармонизации семейных отношений существуют общие принципы, например:
1) Учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональное состояние.
2) Выявлять общность интересов членов семьи и трудовых обязанностей каждого из них.
3) Последовательность в своих оценках и действиях.
4) Проявление интереса к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Также, для конструктивного развития конфликта между родителями и детьми любого возраста, по мнению авторитетных психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон) важно следующее:
– всегда помнить об индивидуальности ребенка;
– находить новое решение для каждой новой проблемной ситуации;
– стремиться понять требования ребёнка (в любом возрасте);
– помнить о необходимости времени для перемен;
– воспринимать противоречия как факторы нормального развития;
– проявлять последовательность в отношении к ребёнку;
– предлагать, как можно чаще, несколько вариантов решений;
– одобрять разные варианты конструктивного поведения;
– совместно искать выход путем перемены в ситуации;
– уменьшать количество «нельзя» и увеличивать количество «можно»;
– ограниченность и соразмерность нарушений и наказаний и соблюдение при этом справедливости и необходимости;
– терпеливо, мягко и настойчиво разъяснять ребёнку, на уровне чувств и разума, результаты негативных последствий его проступков и неизбежность их негативных последствий;
– расширять диапазон моральных (а не материальных) поощрений;
– использовать положительный пример взаимоотношений других детей и родителей;
– учитывать легкость переключения внимания, особенно у маленьких детей.
Конфликт – зло или естественная составляющая жизни?
Сосуществование двух и более человек (групп) всегда приводит к конфликту из-за разности в мировоззрении, потребностях и желаниях. Эта разность требует умения её согласовывать. Поэтому бесконфликтные отношения между людьми довольно редки.Однако чаще всего конфликт воспринимается большинством родителей как негативная ситуация, которую надо избегать любой ценой, и если конфликт всё же возникает, то глубоко переживают его. Причина этого – отсутствие навыков о конструктивном подходе к разрешению конфликта.
Обычно родителей пытаются разрешить конфликт с помощью только двух основных способов – подчинение ребёнка и подчинение ребёнку.
Оба эти способа не только вредны как для ребёнка, так и для взаимоотношений самих по себе, но и малоэффективны.
Только немногие родители допускают восприятие конфликта как естественную составляющую жизни, и не самую негативную.
По мнение психологов, внутрисемейные отношения без внешне очевидного конфликта могут быть менее здоровыми, чем те, в которых конфликт возникает. Это видно из, например, супружеских отношений, в которых один из супругов, в силу привычки, культуры, традиции или статуса, доминирует над другим супругом, манипулируя, таким образом, его личностью. То же самое бывает и в отношениях родитель-ребёнок, которые выстроены на страхе перед сильным родителем или на манипуляциях капризного ребёнка.
Поэтому в тех семьях, где конфликт воспринимается как естественный фактор сосуществования и выражается открыто, создаются более здоровые условия для развития ребёнка, чем это принято думать большинством родителей. В таких семьях ребёнок имеет возможность пережить опыт конфликта, научиться конструктивно его разрешать, быстрее сверстников адаптироваться к жизни в социуме, который изобилует конфликтными ситуациями.