О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Природа конфликта и причины возникновения

Причины возникновения конфликта

Жизнь разнообразна своими проблемами. Одна из 

Среди большого разнообразия жизненных проблем, одна из самых распространенных, даже в благополучных семьях, – конфликт родителей и детей. Ребёнок, даже зная и чувствуя, что его действия входят в противоречие с требованиями родителей, всё равно продолжает вести себя определённым образом. Ни перемены в обстановке, ни конфронтация, не помогают изменить поведение ребёнка. Словно его главная задача – создавать конфликтные ситуации. Конфликты являются своеобразным кризисом семейных отношений, моментами истины. В зависимости от реакций сторон-участников, такой кризис отношений воспринимается или деструктивным, или конструктивным: либо отталкивает родителей и детей друг от друга, либо приводит их к более глубокому взаимопониманию.

Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений родителей и детей, существуют определённые психологические факторы.

1. Тип внутрисемейных отношений: гармоничный и дисгармоничный.

 

При гармоничных отношениях внутри семьи создаётся подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

При дисгармоничных отношениях внутри семьи создаётся конфликтный характер супружеских отношений. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям её членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания:

– разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

– противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

– опёка и запреты во многих сферах жизни детей;

– завышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. Возрастные кризисы детей, как переходный период от одного этапа детского развития к другому, являются факторами повышенной детской конфликтности: дети становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто конфликтуют с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Возрастные кризисы детей делятся на следующие периоды их жизни:

– кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

– кризис «трёх лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

– кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

– кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12–14 лет);

– подростковый кризис 15–17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор

Личностный фактор – это совокупность особенностей характера, мировоззрения и поведения людей с окружающими. 

Личностными факторами родителей, провоцирующими конфликты с детьми, являются: консервативный способ мышления; приверженность устаревшим правилам поведения; вредные привычки (алкоголь, курение и т.д.); авторитарность суждений; ортодоксальность убеждений и т. п. Личностными факторами детей, провоцирующими конфликты с родителями, являются: низкая успеваемость; нарушение правил поведения; игнорирование рекомендаций родителей; а также непослушание; упрямство; эгоизм и эгоцентризм; самоуверенность; леность и т. п. 

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

– оптимальный; (а что это такое?!)– проявление обоюдного интереса при холодности отношений;

– дистанция со стороны детей при наличии родительской заботы;

– дистанция со стороны родителей при потребности детей в родительском внимании;

– отсутствие поддержки со стороны родителей при их правоте;

– отсутствие поддержки со стороны родителей при правоте детей;

– взаимное отчуждение, как следствие длительного игнорирования противоречий;

 По статистике, подростковый кризис – это период наибольшей внутрисемейной напряжённости,

который имеет виды конфликтов:

– неустойчивость оценок поведения ребёнка – постоянная смена критериев;

– сверх-забота – чрезмерная опёка, контроль и сверхожидания;

– отсутствие  уважение к личности ребёнка и лишение его прав на самостоятельность – тотальность  указаний и контроля;

– авторитарность со стороны родителей – навязывание своей точки зрения или линии поведения, стремление любой ценой достичь желаемого результата действий ребёнка

В результате, в ответ на внутрисемейную конфликтность ребёнок, чаще всего неосознанно, вырабатывает

определённую стратегию поведения:

– оппозиция - демонстративные действия негативного характера;

– отказ - неподчинение требованиям родителей;

– изоляция – уход от нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.

Для снижения уровня конфликтности между родителями и детьми и гармонизации семейных отношений существуют общие принципы, например:

1) Учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональное состояние.

2) Выявлять общность интересов членов семьи и трудовых обязанностей каждого из них.

3) Последовательность в своих оценках и действиях.

4) Проявление интереса к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Также, для конструктивного развития конфликта между родителями и детьми любого возраста, по мнению авторитетных психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон) важно следующее:

– всегда помнить об индивидуальности ребенка;

– находить новое решение для каждой новой проблемной ситуации;

– стремиться понять требования ребёнка (в любом возрасте);

– помнить о необходимости времени для перемен;

– воспринимать противоречия как факторы нормального развития;

– проявлять последовательность в отношении к ребёнку;

– предлагать, как можно чаще, несколько вариантов решений;

– одобрять разные варианты конструктивного поведения;

– совместно искать выход путем перемены в ситуации;

– уменьшать количество «нельзя» и увеличивать количество «можно»;

– ограниченность и соразмерность нарушений и наказаний и соблюдение при этом справедливости и необходимости;

– терпеливо, мягко и настойчиво разъяснять ребёнку, на уровне чувств и разума, результаты негативных последствий его проступков и неизбежность их негативных последствий;

– расширять диапазон моральных (а не материальных) поощрений;

– использовать положительный пример взаимоотношений других детей и родителей;

– учитывать легкость переключения внимания, особенно у маленьких детей. 

Конфликт – зло или естественная составляющая жизни?

Сосуществование двух и более человек (групп) всегда приводит к конфликту из-за разности в мировоззрении, потребностях и желаниях. Эта разность требует умения её согласовывать. Поэтому бесконфликтные отношения между людьми довольно редки.Однако чаще всего конфликт воспринимается большинством родителей как негативная ситуация, которую надо избегать любой ценой, и если конфликт всё же возникает, то глубоко переживают его. Причина этого – отсутствие навыков о конструктивном подходе к разрешению конфликта. 

Обычно родителей пытаются разрешить конфликт с помощью только двух основных способов – подчинение ребёнка и подчинение ребёнку.

Оба эти способа не только вредны как для ребёнка, так и для взаимоотношений самих по себе, но и малоэффективны.

Только немногие родители допускают восприятие конфликта как естественную составляющую жизни, и не самую негативную.

По мнение психологов, внутрисемейные отношения без внешне очевидного конфликта могут быть менее здоровыми, чем те, в которых конфликт возникает. Это видно из, например, супружеских отношений, в которых один из супругов, в силу привычки, культуры, традиции или статуса, доминирует над другим супругом, манипулируя, таким образом, его личностью. То же самое бывает и в отношениях родитель-ребёнок, которые выстроены на страхе перед сильным родителем или на манипуляциях капризного ребёнка.

Поэтому в тех семьях, где конфликт воспринимается как естественный фактор сосуществования и выражается открыто, создаются более здоровые условия для развития ребёнка, чем это принято думать большинством родителей. В таких семьях ребёнок имеет возможность пережить опыт конфликта, научиться конструктивно его разрешать, быстрее сверстников адаптироваться к жизни в социуме, который изобилует конфликтными ситуациями.

10.12.2024
21 декабря Новогодние встречи. Традиционный психологический праздник - четыре минитренинга. Жукова 23 с 12.00 до 18.00
21.11.2024
Модуль Измененные состояния сознания. Занятия проводятся по четвергам с 19.00 до 21.30 ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296 Модуль Психодиагностика . Занятия проводятся по вторникам с 19.00 до 21.30. Ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296
12.09.2024
Расписание занятий для группы 47
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера