Развитие внимания. Корректурная проба Бурдона.
Развитие человека предполагает развитие всех его качеств, в частности, таких, как внимание, память. Развитие внимания - это, прежде всего, развитие способности к концентрации и устойчивости. Данная методика позволяет оценить способность удерживать внимание, однако, применяя ее для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым - многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д., снижают возможность концентрации. Корректурная проба - методика, предназначенная для исследования устойчивости и продуктивности внимания, расчета утомляемости. Применять методику можно для взрослых и для детей. Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики "Кольца Ландольта", посокльку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.
Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Мы предлагаем здесь только один вариант. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, испытуемый должен отыскать буквы «к» и «р» и зачеркнуть их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами "Черта". Проведение методики занимает 10 минут. Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.
Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.
На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют.
Инструкция. "Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы "к" и "р". Когда я скажу:"Черта!", Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе..
Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:
К = m:n x 100 % , где К точность, n количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели Результаты
Продуктивность |
Точность |
Продуктивность |
Точность |
знаки |
баллы |
% |
баллы |
знаки |
баллы |
% |
баллы |
менее 1010
|
1 |
менее 70
|
1
|
2660-2825
|
16 |
84-85
|
12 |
1010-1175
|
3 |
70-72 |
2 |
2825-2990
|
17 |
85-87 |
13 |
1175-1340
|
5 |
72-73 |
3 |
2990-3155
|
18 |
87-88 |
14 |
1340-1505
|
7 |
73-74 |
4 |
3155-3320
|
19 |
88-90 |
15 |
1505-1670
|
9 |
74-76 |
5 |
3320-3485 |
20 |
90-91 |
16 |
1670-1835
|
10 |
76-77 |
6 |
3485-3650
|
21 |
91-92 |
17 |
1835-2000
|
11 |
77-79 |
7 |
3650-3815
|
22 |
92-94 |
18 |
2000-2165
|
12 |
79-80 |
8 |
3815-3980
|
23 |
94-95 |
20 |
2165-2330
|
13 |
80-81 |
9 |
3980-4145
|
24 |
95-96 |
22 |
2330-2495
|
14 |
81-83 |
10 |
4145-4310
|
25 |
96-98 |
24 |
2495-2660
|
15 |
83-84 |
11 |
более 4310
|
26 |
более 98 |
26 |
Далее рассчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей таблице.
Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные
оценки
|
Устойчивость
внимания
|
Переключение
внимания
|
Объем
внимания
|
Шкальные
оценки
|
Устойчивость
внимания
|
Переключение
внимания
|
Объем
внимания
|
19 |
более 50 |
более 217
|
менее 115 |
9 |
25-27 |
172-181 |
216-235 |
18 |
|
|
|
8 |
23-24 |
158-171 |
236-265 |
17 |
48-49 |
214-216 |
116-125 |
7 |
20-22 |
149-157 |
266-295 |
16 |
46-47
|
211-213 |
126-135 |
6 |
16-19 |
142-148 |
296-335 |
15 |
44-45 |
208-210 |
136-145 |
5 |
14-15 |
132-141 |
336-375 |
14 |
39-43 |
205-209 |
146-155 |
4 |
12-13 |
122-131 |
376-405 |
13 |
36-38 |
201-204 |
156-165 |
3 |
9-11 |
114-121 |
406-455 |
12 |
34-35 |
195-200 |
166-175 |
2 |
- |
110-113 |
- |
11 |
31-33
|
189-194 |
176-185 |
1 |
- |
- |
- |
10 |
28-30
|
182-188 |
186-195 |
0 |
менее 9 |
менее 109 |
более 456 |
Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания
Коротко обобщим алгоритм:
1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.
3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.