О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Творчество человека. Эффективность и разумность.

 Творчество человека. Эффективность и разумность. 

Механизмы творчества - прикладные аспекты  или война миров?
Из истории эволюции человека, как биологического существа, известно, что в противовес утраты изначальной силы инстинктов, позволяющим животным выживать в диких условиях, человек приобрел силу интеллекта. Этот замечательный факт и предоставил ему право назвать себя самым  совершенным творением Природы. В результате  приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды животные вынуждены, участвуя в процессе эволюции, изменять свои биологические характеристики и корректировать инстинктивно обусловленное поведение, что представляет собой изменения на генетическом уровне. Так сложилось, что человеку, в отличие от животных, приходится жить при генетически неизменных параметрах организма и статичных инстинктах, активно изменяя при этом условия своего обитания. Отсюда можно сделать вывод - чем эффективнее человек способен изменить условия окружающей среды, тем больше у него возможностей удовлетворить свои потребности. Однако, под эффективностью в этом случае надо понимать рациональность и разумность, причем не только изменения, а еще и использования результатов этого изменения. Образно выражаясь, придя в сад, чтобы взять себе яблок, мы можем воспользоваться топором, срубив дерево -  и это будет эффективно, а можем воспользоваться лестницей, взяв лишь желаемое количество и сохранив возможность получения урожая на многие годы, но это будет уже другая эффективность.
   Бытует мнение, что направление деятельности по изменению условий своего существования человеку задает его стремление удовлетворять свои потребности, а содержание этой деятельности задают способы удовлетворения этих самых его потребностей. Известно, что от верного выбора способа решения задачи зависит правильность результата, а от верного выбора способа удовлетворения потребности человеком зависит степень ее удовлетворения. Существует поговорка: каждый сам кузнец своего счастья. В этой поговорке нам кажется важным не только то, что куётся, но и инструменты и технологии, которыми пользуется кузнец. Но вот здесь появляется вопрос - как не потеряться в выборе возможных вариантов?
реалии биологической жизни навязывают нам правила существования в постоянном движении и конкуренции, а при нынешнем укладе жизни, вероятно, прежде всего, внутривидовой.(4)  Поэтому движение вперед это необходимость. А движение вперед подразумевает также изобретение новых, более адекватных, способов существования в согласии с природой, собой и себе подобными.  Видимо поэтому человеку,  кроме изменения окружающей среды, нужно изменять и себя.
На фоне сказанного можно сделать вывод, что внутренний мир человека являет собой полноценный объект для исследования и развития. Причем развития в масштабе общечеловеческом через индивидуальное.
Оптимизм в этом смысле внушают результаты проведенных социологических исследований в ряде стран, занимающих ведущие позиции по качеству жизни населения, которые  показали изменение тенденции от культивирования идеологии потребления к стремлению людей саморазвиваться, в том числе в культурном и образовательном плане.(11)   

Анализ литературы, посвященной теме творческого мышления показывает, что авторы придерживаются разных точек зрения. Одна из них  - научная, рассматриваемая в рамках классической психологии, гласит, что творческие способности человека скрыты в нем самом. Для активации этих способностей необходимо более полно задействовать скрытые возможности, дополнительные мыслительные ресурсы мозга. В данном случае мы считаем абсолютно верным утверждение, что человеческий мозг самый совершенный инструмент – как своеобразный "белково-коллоидный био-компьютер совершенно фантастической мощности". (6;7) И очень важно найти ключ к загадке активации его потенциала на возможно большую величину.
Попытки сделать это предпринимались разными методами. Это методики нейролингвистического программирования, гипноза, эвристические методы.
 В рамках НЛП подразумевается определенное изменение отношения человека к решаемой задаче, изменение его внутренних  негативных установок на установки, способствующие увеличению гибкости мышления. В итоге это положительно сказывается на результате мышления.                                                                                                                                    
    Метод  гипноза также бывает эффективным. В частности можно привести в пример эриксоновский гипноз, в котором его основатель М.Эриксон использовал так называемый ресурсный транс. Человеку предлагается пережить ситуацию на языке метафор, когда нет прямого внушения, а создается _ишь некоторое направление движения мысли. Результат процесса является творческим. Любимым высказыванием  М.Эриксона было: "Каждый сам знает решение своей проблемы, даже если думает, что не знает."( 13; 481)
    Но наиболее практичным и перспективным в рамках этой концепции является эвристический метод. Преимущество этого метода в его осознанности . Человек сознательно контролирует процесс своего творчества, применяя некоторый алгоритм и выбирая определённую  направленность. Именно сознательность этого процесса способствует закреплению эффекта и его повторимости в будущем. Этот метод и будет более подробно описан в этой работе в дальнейшем.

  Концепция номер один - научная. Речь здесь пойдет об эвристике. И по большому счету предметом обсуждения будет являться деятельность советского ученого Г.С .Альтшулера, который внес значительный вклад в становление эвристики как науки. Под началом и с непосредственным участием Г.С.Альтштулера велись разработки методологии решения задач в изобретательстве путем изучения опыта предыдущих поколений изобретателей а также экспериментальных данных. Результатом работы ученого стали методики решения творческих задач - так называемые алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и, разработанная впоследствии, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Эти методы, по утверждению автора, являются очень эффективными в качестве инструмента мышления, но не вместо мышления. Также автор не скрывал,  что это довольно сложный инструмент, который требует затрат времени, сил и процесса обучения самостоятельной работе. Основными условиями ТРИЗ были:
- уход от стереотипов мышления,
-деление задачи на этапы и задание рамок (правил), в пределах которых будет вестись решение.
ТРИЗ по своему предназначению должна  облегчить труд изобретателей, двигавшихся в своих разработках методом проб и ошибок. В случае применения эвристического подхода предполагается значительная экономия времени и сил человека, имеющего элементарные познания в теории. Можно провести аналогию с игрой в шахматы, где знание правил облегчает выбор эффективного варианта.
    "Основной постулат ТРИЗ опирается на фундаментальные положения диалектического материализма: технические системы развиваются по объективно существующим диалектическим законам; эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач".(1)
   Целью ТРИЗ было научить человека хорошо мыслить, то есть мыслить продуктивно, творчески. Ведь неоспоримым фактом, как писал Г.С.Альтшулер, является то, что "люди плохо мыслят. Редкие случаи Хорошего Мышления проявляются сейчас как мгновения неуправляемого  "озарения". Из миллиона человек "озарения" возникают у одного человека, да и у того они составляют суммарно лишь несколько минут в течении жизни ...  человек должен научиться мыслить соответственно решаемым им задачам. Когда человек встречает любую трудную задачу, ситуация ничем не отличается от того, что есть в изобретательстве: та же страшная нехватка информации, то же убийственное  действие психической инерции, то же потрясающее отсутствие системы мыслительных операций - и как следствие - примитивный выбор вариантов. И если в изобретательстве нам удалось создать Систему Хорошего Мышления, то почему нельзя это сделать в других областях ?.. Человек должен хорошо мыслить сильнее всяких "озарений". (2)
   Автор также предполагал, что человек, овладевший законами решения изобретательских задач,  будет совершать творческий процесс без творчества, то есть,  механически используя навыки. Но для того, чтобы стать Мастером или Гроссмейстером в любой области нужно нечто большее - нужно быть творческой личностью. И, согласно системному подходу, когда система на пике своего развития, она должна или регрессировать или перейти в новое качество и развиваться. ТРИЗ также должна перерасти в теорию развития творческой личности (ТРТЛ), где главным объектом приложения сил должен стать сам человек, его развитие как творческой личности.
Путем исследования тысячи биографий творческих личностей было установлено, что человек, что-либо изобретший, пытаясь внедрить свою идею в жизнь, встречает на своем жизненном пути мощное сопротивление внешних обстоятельств и только активная жизненная позиция позволяет ему выстоять, довести задуманное до завершения. Поэтому, как мы видим, творчество необходимо не только на момент придумывания, но и во время реализации задуманного. Поэтому творческие способности в человеке должны быть развиты на уровне способностей его личности, как социального свойства индивида.
    В настоящее время предпринимателями активно предпринимаются попытки адаптировать ТРИЗ для бизнеса. Предприниматель  Ю.Мороз сказал об этом в своей книге так: " Задача создания теории решения проблем в бизнесе (ТРПБ) поставлена ... Попробуйте мыслить как изобретатель, превратите тяжелую ситуацию в источник доходов. ... В ТРИЗе одним из шагов к изобретению является вскрытие и обострение противоречия, которое мешает получить нужный результат. Аналогично, как только вы сформулируете противоречие в экономической ситуации, вы можете найти сильный ход, который разрешает это противоречие, а это означает возможность получать доходы." (10;120-123)
 Несомненно, некоторые положения ТРИЗ оказались весьма полезными. Можно даже сказать, что в условиях  рыночных отношений очень полезно применение новых идей для получения сверхприбыли, нахождения свободной экономической ниши или даже вывода предприятия из кризиса. Рынок очень благодарная среда для творческих решений, ведь если идея адекватна рынку, то человек, ее сгенерировавший и воплотивший в жизнь, получит вполне ощутимое материальное поощрение. Существует даже мнение, что человек, умеющий генерировать соответствующие идеи в бизнесе, по определению
является богатым, потому как "деньги, заработанные в бизнесе,- аплодисменты идее" (15;50)
 Эффективность творческого подхода в бизнесе многократно доказана " и единственное, о чем стоит говорить в книге о бизнесе, это о том, как стать более творческим и - менее ограниченным".(10;56) 
    Очень благодатной средой бизнес оказался и для внедрения такой эффективной методики как "мозговой штурм ", в которой его участникам  путем свободного ассоциирования предоставляется полная свобода мысли. Его суть в том, что для "свободного ассоциирования" на определенное время собирается группа людей, чтобы генерировать новые идеи.  Все высказанные идеи фиксируются без критики и оцениваются позже, как правило, другими людьми. Групповое творческое мышление имеет свои неоспоримые психологические преимущества. Во-первых, в группе наблюдается соревновательный эффект, во-вторых, эффект поддержки и подсказки - хорошо сказываются положительные отзывы со стороны присутствующих о предложенных идеях. В-третьих, улучшается качество идей после нарастания их количества.
  Журнал "Секрет фирмы" 11.02.07 в статье "Интуиция по расчету" попытался выяснить, почему в бизнесе зачастую приносят успех внешне нелогичные и не имеющие объективных причин решения. Оказалось, что некоторые предприниматели активно используют интуицию для принятия важных бизнес-решений. Бизнес консультант Тимофей Нестик в этой статье пишет, что «интуиция - это технология использования неосознаваемого опыта."  Автор статьи утверждает, что "дар предвидения, который составляет основу бизнес- интуиции, на самом деле является обыкновенным прогнозом, сделанным на основе опыта, который раньше ускользал от внимания. Поэтому саму интуицию можно представить в виде технологии сбора и интерпретации опыта."(18;58) В процессе анализа данных, полученных от бизнесменов и тренеров с помощью интуиции, автор выделил в принятии интуитивного решения пять шагов.
  1) Было выявлено, что работа интуиции основана первоначально на накоплении сигналов и симптомов, которые могут влиять на принятие определенного решения. Интуитивное мышление в этом случае, в отличие от логического,  использует сигналы слабые, зачастую даже неосознаваемые. Это такие сигналы, как обрывки фраз или недомолвки, а также другая неохваченная вниманием информация, воспринятая разными органами чувств.
  2) Второй шаг включает в себя извлечение полученных сигналов наружу. Здесь для включения интуиции необходимо достижение состояния наибольшего комфорта чтобы в этом состоянии прислушаться к своим ощущениям. В условиях неопределенности или недостатка информации ощущения могут оказаться единственным подсказчиком в принятии решения.
  3) Перевод ощущений в понятную сознанию форму на язык образов и слов. На этом этапе нужно постараться быть точным в интерпретации чувств и выявлении противоречащей тревожной информации. Полное сосредоточение на ощущениях может значительно облегчить этот процесс.
   4) Четвертый шаг представляет собой контроль результатов осмысления. Для проверки ощущений нужно обратиться к памяти и сравнить нынешние чувства с предыдущими в похожей ситуации, вспомнить к чему они привели тогда.
   5) Пятый шаг представляет собой непосредственно принятие решения. Важным условием здесь, по мнению автора, является уверенность в своей правоте.
   В этой же статье управляющий партнер тренинговой компании Марк Кукушкин пишет, что у любого человека интуицию в определенных условиях можно развить. Секрет заключается в том, чтобы научится сравнивать внутренние ощущения со слабыми сигналами, поступающими из внешней среды и на основании этих данных делать правильные выводы. Весьма важным является умение как разбираться в своих внутренних состояниях, так и адекватно воспринимать окружающий мир.
   Сделанный в статье обзор тренинговых программ выявил возможность обучения интуиции в три этапа. На первом этапе нужно приобрести навык описания своих ощущений. Для этой цели применяется техника метафор, например описание своего состояния именами животных. Это уже может помочь спрогнозировать развитие ситуации,  например в условиях переговоров.
    На втором этапе развивается обостренное восприятие, ведь работа интуиции предполагает определение характера сигналов, благоприятных или негативных, из окружающего пространства. В первую очередь развивается восприятие сигналов недостаточной силы и интенсивности. Приводится пример тренировки слуховой чувствительности, когда включают телевизор или радиоприемник на малую громкость, а ученику нужно догадаться, о чем в передаче идет речь.
Очень важным также является точность восприятия непродолжительного раздражителя. Рекомендуется для развития этой способности запоминать небольшие предметы при большой скорости перемещения. Еще одним важным моментом является развитие четкости восприятия, для этих целей используются фигуры с размытым контуром.
   На третьем этапе обучаемый должен научиться способности к предвидению, где ключевым моментом является установление связи между внешними и внутренними ощущениями. Для этого нужно делать попытки предсказывать изменяющиеся процессы, такие как погода, результат спортивного состязания или развитие сюжета фильма. Также для тренировки предвидения используется импровизация, которая весьма эффективна для предсказания поведения других людей.
   Как вывод автор делает заключение, что умение прислушиваться к внутреннему голосу способствует расширению возможностей бизнесмена. Для нас же в рамках работы по выявлению методик развития творческого мышления эта информация представляет несомненную ценность,  ведь интуиция это неотъемлемая часть творчества, а интуитивное мышление можно отнести к творческому.
    Большой вклад в исследования творческого мышления внёс Дж. Гилфорд. В своих работах он сформулировал основные особенности мышления, которые определяют уровень креативности, как способности к творчеству.  Первая особенность - это стремление к оригинальности своих решений, стремление к интеллектуальной новизне.
Вторая особенность - способность увидеть объект под другим углом зрения и по-новому использовать его.
Третья - это присутствие в мышлении возможности изменения восприятия объекта, что позволяет раскрыть его новые стороны.
Четвертая особенность - это так называемая семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенных ситуациях.
   Ученые Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон проводили исследования по изучению причин, препятствующих развитию творческих способностей. В результате выяснилось, что мешает проявлению творчества наличие такой личностной черты как склонность к конформизму. В этом случае желание быть таким как все доминирует над желанием проявить себя в своих высказываниях и действиях. Преобладание критического мышления над творческим также негативно сказывается на результатах творческой активности. Завышенная оценка значимости собственных идей, как и страх показаться глупым также ограничивают человека в гибкости.
    В заключение рассмотрения данной концепции исследования творческих способностей можно обратить внимание на  факт единства всех авторов во мнении, что творческие способности можно развивать в любом возрасте, но желательно их развивать в человеке с детства и целенаправленно. 
   
  Литература.
1. Альтшулер Г.С. "Икар и Дедал"  Баку 1985.рук. " Инженер".
2. Альтшулер Г.С. "Современное состояние ТРИЗ" Баку 1975.рук. "Инженер".
3. Бернд Э. "Система сверхразума Жозе Сильвы" Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
4. Верищагин Д.С., Титов К.В. "Эгрегоры человеческого мира" СПб.: Афина, 2006.
5. Гроф С.Ф. "За пределами мозга" М.: АСТ, 2004.
6. Ковалев С.В. "НЛП человеческого совершенства" М.: "КСП+",2003.
7. Маклаков О.П. "Общая психология" Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.
8. Маслоу А. "Самоактуализация" СПб.: Речь, 1997.
9. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. "Современный психологический словарь" СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2006.
10. Мороз Ю. "Бизнес пособие для гениев" Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
11. Орлов С.В. "Человек и его потребности" Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.
12. Ребрик С. "Уроки Тома Питерса и других гуру бизнеса" М.: Эксмо, 2007.
13. Романин А.Н. "Основы психотерапии" Учеб. пособие. М.: КНОРУС,2006.
14. Фромм Э. "Бегство от свободы" М.: АСТ, 2007.
15. "Business woman" журнал № 11.2005.
16. "Компьютерра" журнал № 03.2007.
17. "Секрет фирмы" журнал № 22.2005
18. "Секрет фирмы" журнал № 04.2007

 Администрация благодарит Курганова А.А. за предоставленные материалы

06.10.2020
15 октября в 18.30 начало занятий новой группы. Пробное бесплатное занятие по традиции начинает весь курс профессиональной переподготовки.
14.09.2020
занятия для новой группы начнутся только с 15 октября
12.03.2020
1 апреля в 18.30 первое занятие новой группы по программам:"Деловая психологи" и "Общая и социальная психология"
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера