О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Мотивация человека к труду – точка зрения сотрудника

Мотивация к труду с точки зрения сотрудника

Словарь нам дает следующее определение труда: труд  – это «целесообразная орудийная  деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества». Разберем это определение подробнее.

Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Если человек, плачет – это не деятельность, это рефлекторное действие. А вот если он актер, и сценарий предполагает, что он в определенный момент должен заплакать – это уже деятельность, предполагающая некий результат.

Целесообразность деятельности предполагает наличие конечного желаемого результата, который сознательно определяется перед началом деятельности.


Орудийность деятельности предполагает выполнение ее при помощи орудий труда – материальных или нематериальных. Во втором случае орудиями труда являются знания и навыки человека.

 

Общий признак орудий труда, как материальных, так и нематериальных – это их функциональность, предназначенность для выполнения определенных действий определенными способами. В орудиях труда как бы заложена сумма предшествующих знаний человечества, накопленных по вопросу выполнения данного действия. В этом отличие орудия труда от, например палки, которую использует обезьяна для того, чтобы достать банан.

Потребность можно определить как состояние недостатка чего-либо, необходимого для поддержания или улучшения жизнедеятельности (функционирования) человека, социальной группы, общества в целом.

Подавляющее большинство действий психически здорового человека имеет мотив, соответственно имеет мотивы и его трудовая деятельность. Рассмотрим аспект удовлетворения потребности трудящегося индивида, в рамках данной главы он интересует нас в первую очередь.
Классическая пирамида Маслоу делит потребности человека на 5 уровней –
1.    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2.    Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3.    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, совместная деятельность.
4.    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5.    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (работа опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности. Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а, следовательно, ненасыщаемые. Результатом явился  адаптированный вариант пирамиды, потребности в нем делятся на 7 уровней:
1.    Физиологические потребности
2.    Потребность в безопасности
3.    Потребность в принадлежности и любви
4.    Потребность в уважении, одобрении, признании
5.    Потребность в познании, исследовании, понимании
6.    Потребность в гармонии, порядке, красоте
7.    Потребность в самореализации.

Теперь рассмотрим, насколько труд способен удовлетворить потребности работника в соответствии с перечисленными уровнями

Физиологические потребности – голод, жажда, сон, половое влечение, крыша над головой итп.  Как правило, эта группа потребностей является основным стимулом человека к труду, если, конечно они не удовлетворены другими способами. Труд дает человеку средства, необходимые для удовлетворения данных потребностей в большей или меньшей мере. Для того чтобы удовлетворять данную потребность, сотрудник должен быть как минимум физически и социально готов выполнять свои обязанности, а также быть профпригоден. Профпригодность в данном контексте – это не совсем одно и то же, что профессиональная компетентность. Профпригодность - потенциальная способность выполнять свою работу, наличие необходимых качеств и свойств личности. Сама по себе профпригодность совсем не обязательно дает возможность качественно выполнять предписанную работу, очень часто требуется обучение работника, его адаптация.

Потребность в безопасности. В данном контексте безопасность – чувство уверенности в завтрашнем дне. Эту потребность также удовлетворяет труд, при условии того, что человек полностью пригоден к данной области трудовой деятельности и при незначительном влиянии внешних социальных дестабилизирующих факторов (таких, как, например, реформы 90-х годов).

Потребность в принадлежности. Трудовая деятельность, как правило, позволяет человеку испытывать чувство принадлежности к группе, к предприятию, к рынку в целом, и в конечном итоге – ко всему обществу. Насчет последнего – в значительной мере ушло в прошлое сознательное понимание этого аспекта (как писал Маяковский -  «Радуюсь я – мой труд вливается в труд моей республики!»), но суть мало изменилась – человек посредством труда позиционирует себя как полезный член общества, и эта потребность удовлетворяется, по крайней мере, на бессознательном уровне.
Для удовлетворения этой потребности человеку нужно, помимо профессиональной компетентности обладать необходимыми социальными качествами и навыками: умением строить взаимодействие с людьми, толерантностью к людям, неконфликтностью (или, по крайней мере – не допускать чрезмерного обострения такого своего качества как конфликтность, если оно ему присуще).

Потребность в уважении, одобрении, признании  также удовлетворяется в ходе трудовой деятельности при условии соответствия индивида и рода трудовых занятий, а также хотя бы минимального соответствия его руководителей критериям руководителя. В случае отсутствия у трудящегося человека прямых руководителей – их роль в той или иной мере выполняет социальная группа, рынок, общество. От сотрудника, помимо профессиональных  в данном случае требуется определенный набор нравственных качеств – таких как честность, порядочность, харизматичность и других.

Потребность в познании, исследовании, понимании  также в большей или меньшей мере удовлетворяется в процессе трудовой деятельности, мера удовлетворения зависит от ее характера. Но факторы, удовлетворяющие эту потребность, присутствуют всегда или почти всегда, даже в самых монотонных трудовых процессах. Окружающая среда со временем меняется, соответственно, меняются и трудовые процессы. Дворник, убирающий снег лопатой и дворник, управляющий снегоуборочной машиной – характерный пример. На этом примере можно видеть, что для одной и той же работы может потребоваться совершенно разная квалификация. Во втором случае может потребоваться даже водительское удостоверение государственного образца, соответственно имеют место совершенно разные уровни удовлетворения познавательных потребностей. Таким образом, для удовлетворения этой потребности требуется не так уж много –  всего лишь наличие этой потребности, а уж удовлетворить ее труда не составляет. С той только оговоркой, что для удовлетворения потребности в познании от сотрудника требуется определенная системность мышления.

Эстетические потребности – потребности в гармонии, порядке, красоте   также в значительной мере удовлетворяются с помощью труда. Труд, по своей сути – нечто созидательное, нечто такое, что упорядочивает окружающий мир. От самого сотрудника для успешного удовлетворения данной потребности требуется ясное понимание его целей и задач, как в рамках данной организации, так и желательно вообще по жизни.

И, наконец,  потребность в самореализации, развитии собственной личности также в значительной мере может быть удовлетворена с помощью труда. Удовлетворить ее возможно с помощью профессионального роста, персонального личностного развития и карьерного роста как следствие вышеперечисленного. С той только оговоркой, что для удовлетворения данной потребности, как правило, требуется сознательное вложение усилий самого индивида.
 А самый лучший вариант для всех, когда в вопросе профессионального,  личностного и карьерного роста объединяются усилия, как самого индивида,   так и его работодателя, это дает быстрые и экономически оправданные результаты, устраивающие как работодателя, так и сотрудника.

Итак, мы определили труд как целесообразную орудийную деятельность человека, направленную на удовлетворение потребностей. В данной главе мы подробно рассмотрели, каким образом труд удовлетворяет потребности самого сотрудника. Потребности были рассмотрены в соответствии с их распределением по иерархическим уровням, предложенным А. Маслоу (пирамида Маслоу). Данное распределение определяет 7 уровней потребностей, труд в состоянии способствовать удовлетворению потребностей всех 7 уровней. 

Администрация «ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» благодарит Берковского Бориса Борисовича  за предоставленные материалы для статьи.

10.12.2024
21 декабря Новогодние встречи. Традиционный психологический праздник - четыре минитренинга. Жукова 23 с 12.00 до 18.00
21.11.2024
Модуль Измененные состояния сознания. Занятия проводятся по четвергам с 19.00 до 21.30 ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296 Модуль Психодиагностика . Занятия проводятся по вторникам с 19.00 до 21.30. Ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296
12.09.2024
Расписание занятий для группы 47
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера