Методика «Объем внимания» (по Шульте)
Данная методика позволяет определить объем динамического внимания как у школьников, так и у взрослых людей любого возраста.
Необходимое оборудование
Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. Каждая ячейка должна быть квадратной, цифры - одинаковой величины. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.
таблица 1.
14 |
18 |
7 |
24 |
21 |
22 |
1 |
10 |
9 |
6 |
16 |
5 |
8 |
20 |
11 |
23 |
2 |
25 |
3 |
15 |
19 |
13 |
17 |
12 |
4 |
таблица 2.
22 |
25 |
7 |
21 |
11 |
6 |
2 |
10 |
3 |
23 |
17 |
12 |
16 |
5 |
18 |
1 |
15 |
20 |
9 |
24 |
19 |
13 |
4 |
14 |
8 |
таблица 3.
21 |
12 |
7 |
1 |
20 |
6 |
15 |
17 |
3 |
18 |
19 |
4 |
8 |
25 |
13 |
24 |
2 |
22 |
10 |
5 |
9 |
14 |
11 |
23 |
16 |
таблица 4.
9 |
5 |
11 |
23 |
20 |
14 |
25 |
17 |
1 |
6 |
3 |
21 |
7 |
19 |
13 |
18 |
12 |
24 |
16 |
4 |
8 |
15 |
2 |
10 |
22 |
таблица 5.
5 |
14 |
12 |
23 |
2 |
16 |
25 |
7 |
24 |
13 |
11 |
3 |
20 |
4 |
18 |
8 |
10 |
19 |
22 |
1 |
21 |
15 |
9 |
17 |
6 |
Инструкция
Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»
Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.
Протокол
№ таблицы |
время поиска цифр ( в секундах ) |
ошибки |
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
сумма |
|
|
Обработка результатов
вариант 1.
Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.
Стандартизация методики проведена на учащихся школ г. Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки - 514 испытуемых. Результаты представлены в таблице возрастных норм.
возраст испытуемых |
t2 |
t3 |
t4 |
t5 |
Σt |
ошибки |
M |
σ |
M |
σ |
M |
σ |
M |
σ |
M |
σ |
7-8 ( n=95) |
94 |
41 |
98 |
49 |
104 |
51 |
109 |
53 |
405 |
178 |
0,8 |
9-10 (n=100) |
59 |
19 |
62 |
24 |
68 |
25 |
69 |
26 |
257 |
82 |
0,2 |
11-12 (n=75) |
51 |
17 |
52 |
19 |
56 |
17 |
55 |
18 |
246 |
62 |
0,2 |
13-14 (n=78) |
41 |
9 |
44 |
14 |
47 |
16 |
51 |
48 |
177 |
41 |
0,2 |
15-16 (n=77) |
38 |
10 |
38 |
14 |
42 |
15 |
42 |
15 |
159 |
48 |
0,1 |
17-18 (n=89) |
35 |
7 |
36 |
9 |
38 |
10 |
39 |
14 |
148 |
31 |
0,1 |
M - стандартное значение; σ - стандартное отклонение
Обработка результатов
вариант 2.
Суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, которая затем интерпретируется. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводится с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания, например, при помощи корректурной пробы. (см. методику «Корректурная проба»).
Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку
ШО |
Объем внимания младших школьников |
Объем внимания взрослых |
ШО |
Объем внимания младших школьников |
Объем внимания взрослых |
19 |
‹ 115 |
< 113 |
9 |
215-235 |
- |
18 |
- |
- |
8 |
235-265 |
183-203 |
17 |
115-125 |
- |
7 |
265-295 |
203-213 |
16 |
125-135 |
113-123 |
6 |
295-335 |
213-243 |
15 |
135-145 |
- |
5 |
335-375 |
243-263 |
14 |
145-155 |
123-143 |
4 |
375-405 |
263-283 |
13 |
155-165 |
- |
3 |
405-455 |
283-293 |
12 |
165-175 |
143-163 |
2 |
- |
- |
11 |
175-195 |
- |
1 |
- |
- |
10 |
195-215 |
163-183 |
0 |
>455 |
>293 |
Интерпретация шкальной оценки
шкальная оценка |
характеристика объема внимания |
0-3 |
низкий |
4-7 |
ниже среднего |
8-11 |
средний |
12-15 |
выше среднего |
16-19 |
высокий |
Вывод: на основании полученных данных, делается вывод о соответствии или несоответствии объема внимания испытуемого возрастной норме.