О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Роль тренинговых занятий в предупреждении эмоционального выгорания в среде представителей малого бизнеса.

Роль тренинговых занятий в предупреждении эмоционального выгорания в среде  представителей малого бизнеса.
Кучанская Анна Васильевна
НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления»
г. Санкт-Петербург, Россия

В современной психологической литературе широко используется понятие «психическое здоровье индивида». Предполагается, что это понятие включает не только определение нормы как особого состояния, в котором, по мнению одного из известных представителей гуманистического направления А.Маслоу: наиболее проявляется «… полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др.»[3], но и как многоуровневого процесса личностной саморегуляции, характеризующегося зрелостью, сохранностью и активностью механизмов, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Поскольку, личность развивается в социуме, и ее активность как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой, с понятием «психическое здоровье индивида» неразрывно связано понятие его «социального здоровья». По мнению современных авторов: «…в этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни – биологический, психологический, социальный и на каждом уровне, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты».[1, с.3] Интересно развитие представления о многоуровневости психического здоровья, где: «…высший уровень психического здоровья связан с адекватным личностным производством смысловых ориентаций, определения общего смысла жизни, жизненных стратегий, отношений к другим, себе – и оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни».[1, с.5]. Эти же авторы предложили заменить термин «психическое здоровье», применяемое в большей степени специалистами медицины, имеющими дело преимущественно с людьми больными − пациентами, на термин «психологическое здоровье», который более уместен при описании работы со здоровыми людьми, клиентами.
Почему в наше время так важно определить критерии психологического здоровья личности?


Глубокие социально-экономические преобразования, начатые в начале 90-х годов XX столетия, не могли не коснуться каждого человека. Это время характеризовалось трансформацией системы ценностных ориентаций, формированием нового отношения ко многим аспектам жизни социума. Экономический кризис, начавшийся в 2009 году, поколебал веру в стабильность, а вместе с ней – уверенность в завтрашнем дне большей части населения страны. Несмотря на то, что в свое время формирование новых ценностей и новых идеалов в значительной степени повлияло на возникновением новых социальных общностей, в частности на появлением одной из интереснейших социальных групп, возродившихся на арене общественной жизни России - группы предпринимателей, в наши дни, как и двадцать лет назад, предприниматель занимает весьма уязвимое положение в обществе. Особенно это касается представителей малого бизнеса. Представитель малого бизнеса вынужден действовать в достаточно агрессивной среде. Кроме того, в отсутствие институтов обучения предпринимательской грамотности, он, как и прежде, вынужден самостоятельно выполнять все ключевые обязанности в своей организации.


Предпринимательство не ограничено только экономической сферой, а выступает как социальный и психологический феномен. В статьях, посвященных вопросам психологических характеристик современных российских предпринимателей, дается портрет личности, способной к разнонаправленной деятельности. «Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью. По его мнению, современный предприниматель должен обладать следующими качествами:
Предпринимателя: это и качества завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство), и качества организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия), и качества торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанина: хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью, а также деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли — способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций». [2]


Проанализировав отечественную и зарубежную литературу по данному вопросу, В.М. Емельянов в своей работе, посвященной психологическому портрету российского предпринимателя, дополняет описание компонентами, которые являются, по его мнению, обязательными, ибо предприниматель – это, прежде всего, фигура действующая, активная, ищущая.
Это и интеллектуальные качества, к которым относятся: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление.
Кроме того, это и коммуникативные качества, которые автор исследования выделил в отдельный блок: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения.
Качества мотивационно-волевого блока являются обязательными для каждого предпринимателя, независимо от формы предпринимательства: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. [2]
Таким образом, описывают идеальный психологический портрет предпринимателя. Если же проследить настоящее состояние дел, то предприниматель не часто соответствует этому идеальному описанию. Особенно, несоответствие личности предпринимателя требованиям данного вида деятельности становится актуальным в случае предпринимательского риска, который может выражаться в потерях: материальных, трудовых (рабочее время, финансы), ущербе здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологическом ущербе.


Подобное несоответствие вызвано тем, что традиционно, малым бизнесом занимаются те, кто специально не обучался ведению бизнеса. Как правило, это представители гуманитарных профессий, оставившие работу по специальности и перешедшие к свободному предпринимательству. По мнению В.М. Емельянова:  «Имеется ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности его деятельности со стороны социума, невысокая оценка нравственных качеств предпринимателя со стороны социума и т.п.».[2] Несоответствие высоких требований, предъявляемых к представителю малого бизнеса с фактическим отсутствием психологической, как  и любой другой подготовки к деятельности в выбранном направлении, зачастую, к сожалению, приводит к эмоциональному выгоранию, как «…закономерной  реакции организма, возникающей вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности». [4]
В проведенном исследовании нас интересовало, в частности, содержательное определение эффектов некоторых конструктивных процессов личностных изменений, являющихся результатом участия слушателей в групповом учебном или в психокоррекционном процессе, относительно независимо от применяемых психокоррекционных методик или методических приемов, демонстрируемых преподавателями.


Программа «Деловая психология» предполагает обучение  представителей малого бизнеса психологическим приемам управления коллективом, участия в конфликтных ситуациях, раскрытия своего управленческого потенциала, применения этических правил ведения бизнеса, а также, преподавания навыков коммуникативной компетентности и ведения переговорного процесса.  Опыт проведения занятий по программе «Деловая психология» показал, что  в большинстве случаев, в начале учебного процесса в опытной группе самоутверждение и самооценка присутствовали как внешне заданные. Учебная программа, включающая помимо теоретических лекций, практические, в том числе, тренинговые  занятия, своим дополнительным эффектом имеет формирование устойчивой личностной самооценки. В процессе овладения практическими навыками  у слушателей наблюдалось включение процессов самоактуализации и интеграции личности.

1. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности.
Изд-во Алтайского государственного университета, 2000 с.3
2. Емельянов В.М.. Психологические особенности российского предпринимателя.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997
4. Сидоров П.: Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. Синдром эмоционального выгорания.

10.12.2024
21 декабря Новогодние встречи. Традиционный психологический праздник - четыре минитренинга. Жукова 23 с 12.00 до 18.00
21.11.2024
Модуль Измененные состояния сознания. Занятия проводятся по четвергам с 19.00 до 21.30 ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296 Модуль Психодиагностика . Занятия проводятся по вторникам с 19.00 до 21.30. Ссылки на занятия смотрите в группе VK https://vk.com/club10857296
12.09.2024
Расписание занятий для группы 47
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера