г. Санкт-Петербург
8 (812) 346 68 86
8 (812) 346 68 85
|
|
|
|
Методы противодействия угрозам информационного управления
Конгресс общественного просветительского движения России М-ва, Большой зал Российской Академии Наук Секция 12. Безопасность России: вклад просветительства в ее обеспечение. Информационно-издательский проект «Безопасность России»: социально-экономические, научно-технические, правовые аспекты. Координатор секции: Махутов Н.А. – член-корреспондент РАН, научный руководитель многотомного издания «Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты» Методы противодействия угрозам информационного управления в решении задачи информационно-психологической безопасности человека. НОУ «Высшая школа психосоциальных технологий» (Петербург), НО «Фонд классического образования» (ТГУ им. Г.Р.Державина) К.В. Титов, президент фонда В Поддержку Социальной Реабилитации и Адаптации, директор НОУ «Высшая Школа психосоциальных технологий» Одной из важных составляющих вопроса обеспечения безопасности является задача обеспечения информационно-психологической безопасности, вследствие того, что в современных условиях большинство факторов повседневной информационной угрозы имеет своей мишенью непосредственно отдельного человека или группу людей. Человечество может существовать в пределах достаточно узкого диапазона параметров его физической, биологической и социкультурной среды. Это обстоятельство неоднократно подчеркивал в последние годы академик Н.Н.Моисеев, по словам которого, человечество как в физическом, так и в биологическом и в социальном смысле "держится на острие", в конечном счете, — на острие энергоинформационной безопасности - не в последнюю очередь вследствие формирования всепланетарной информационной среды. Соответственно, предотвращение воздействия факторов информационно-психологической угрозы на личность является одной из первостепенных задач Данная проблематика широко рассматривалась в 2004-2006 годах в рамках работы секции информационно-психологической безопасности международной научно-практической конференции «Управление защитой информации» под эгидой Совета Безопасности Союзного государства, где принимала участие и наша организация, в частности, нами была предложена система оценки величины социальной опасности конкретной информационно-психологической угрозы. Однако в данном докладе мы попытаемся рассмотреть принципы, позволяющие повысить защиту информационных систем, подразумевая под информационной системой и государство в том числе, за счет конечного пользователя и одновременно наибольшего фактора небезопасности – человека. Архиважность и сложность проблемы информационно-психологической безопасности (далее - ИП) личности и экспертизы факторов, воздействующих на нее, очевидна, так как все аспекты жизни социума являются результатом суммы поведения его индивидуумов, где индивидуальное поведение субъекта определяется его личной психикой, как информационной системой. При этом суммарное поведение субъектов, аккумулируясь на групповом, а затем и массовом уровнях, резко усиливает свое влияние на значимые социальные процессы, прежде всего государственного уровня. Вследствие этого любые факторы, воздействующие на личность, обладают на групповом и массовом уровне значительным уровнем воздействия, а факторы, представляющие собой даже незначительную угрозу безопасности личности, способны представлять собой на следующих уровнях большую коллективную опасность. Проиллюстрировать сказанное можно констатацией факта, что негативные ИП факторы, такие, как просмотр недоброкачественной или очевидно вредной для здоровья рекламы, просмотр программ, содержащих насилие, членство в фундаменталистской или экстремистской религиозной организации, прочтение материалов, пропагандирующих наркотики, знакомство с антипатриотическими текстами - подвергают каждый отдельно взятый индивидуум значительно меньшей опасности, чем социум, в котором он находится. Предлагаемые нами принципы обладают свойством универсальности, что позволяет применять их в широком спектре задач информационной безопасности от обеспечения безопасности хранилищ информации и документационных баз до обеспечения безопасности социальных групп и государств. В основе применяемой нами методологии лежит подход к человеку, как к информационной системе, обладающей определенной структурой и способной выступать частью больших информационных систем, таким образом являясь принципиально существенным звеном безопасостинебезопасности любой системы. Функционирование любой информационной системы, к примеру, программы, является результатом взаимодействия 3 факторов: стабильного программного ядра, определяющего диапазон и принцип реагирования, динамического информационного содержания, определяющего текущее логическое состояние системы, и вводных, являющихся определителями реакции 2 предыдущих составляющих системы. Данные три составляющий целиком определяют поведение системы, в каждый момент времени выполняющей задачу выведения баланса из собственного содержания. Точно так же у человека присутствует жестко детерминированное ядро, обеспечивающее выполнение жестко предопределенных природой задач, информационное наполнение, как совокупность опыта и текущего содержания психики, и внешние данные в виде совокупности осознаваемых и неосознаваемых информационных влияний внешней, прежде всего социальной среды. Точно так же, как и у программного продукта, поведение человека является инвариантным относительно 3 компонент информационной системы и представляет собой частный случай решения природных задач во внешних переменных внутри условий информационного содержания, при этом ядро системы проявляет себя в виде трансформирующего роль информационного содержания эмоционального фактора, который по определению практически не подлежит непосредственному осознанию. Последняя особенность в сочетании с тем, что внешние данные, воздействующие на человека, частично внедряются в него помимо критического осознания, открывает огромную брешь в его информационно-психологической безопасности для влияний, затрагивающих границу ядра и информационного окружения психики человека. В этой связи любая информационная атака на человеческую психику направлена на ядро психики, по, сути, на модификацию «я-концепции», с целью заставить ядро реализовать свои задачи при помощи переменных, более удобных агрессору. При этом риску подвергается не только сам атакованный человек, но и любая информационная система, которая ему доступна. Информационное управление, вызывающее перераспределение энергии глубинных слоев информационного окружения психического ядра, лежащих вне ясного самосознания, всегда опасно, прежде всего потому, что вызывает перестройку личности и смещение этических ценностей. В свою очередь, это приводит к потере личностного ресурса, разрушению системы ценностей и социальной нестабильности. В этой связи оптимальная энергоинформационная стратегия человечества состоит в бдительной и ответственной реализации современной, пока еще недостаточно разработанной методологии системного научного обеспечения развития информационного потенциала человека, как ключевого ресурса и ключевой информационной системы современного сообщества. Многое в этом плане определяется собственно информационными, антропосоциальными и психосоциальными технологиями защиты всех основных каналов человеческой коммуникации. Так как технологии представляет собой системы операций по целенаправленному использовании достижений науки и техники, то именно на уровне технологий конкретным образом обеспечивается или сдерживается развитие человечества, не говоря уже о том, что именно технологии обеспечивают возможности преодоления стихийных ноосферных процессов, социальных и техногенных конфликтов и катастроф. Не лишая современного человека его информационно-технических достижений, необходимо интенсифицировать использование средств защиты информации и энергоинформационного обмена, что является не только общекультурно значимым, но и вполне рентабельным направлением развития человеческой цивилизации. Однако технологии и тем более технические средства защиты в их классическом понимании, применяемые в сфере защиты информационных систем, которые наиболее эффективны при отражении конкретных актуальных угроз, оказываются малоприменимы в условиях постоянного повседневного присутствия в информационной среде факторов информационно-психологической угрозы, направленных на трансформацию ядра информационной системы психики человека. Таким образом, на сегодняшний день не существует метода, который позволил бы универсально отражать воздействие факторов информационно-психологической угрозы психике человека до того, как таковые реализуются в виде негативных социальных явлений специфического или общего характера. Данная задача наиболее оптимальным образом может быть решена созданием профилактической системы, повышающей резистентность человека к направленным на ядро личности влияниям. Международный фонд социальной реабилитации и адаптации совместно с Высшей Школой психосоциальных технологий (старое название Академия Психосоциальных Технологий) в Санкт-Петербурге более 8 лет занимается обучением граждан авторским психологическим методикам саморегуляции, в том числе обладающих свойством формировать высокий порог неспецифической устойчивости к слабоосознаваемым воздействиям, затрагивающим эмоциональные реакции психического ядра. Наш подход заключается в практическом знакомстве человека с устойчивыми феноменами его внутреннего мира, оказывающим общее воздействие на его психическое состояние и психофизиологическую активность, с последующим обучением его приемам контроля и управления данными феноменами с целью самостоятельной настройки психики в необходимый ему режим. Данные методики самоконтроля слабоосознаваемой и слабовербализуемой нетренированным человеком части психической сферы, позволяют резко повысить барьер сопротивляемости психики к сторонним воздейсчтвиям, увеличить адаптационный потенциал и эффективно устранять психические феномены, способные привести к развитию психосоматических заболеваний. При этом установленный самоконтроль имеет общий характер, не требующий непрерывного сознательного вмешательства после обучения его поддержанию, и распространяется на сферы актуального самоощущения, мотивациицелеполагания и психоэмоциональной составляющей коммуникации. Ценность данной системы саморегуляции заключается в том, что владеющей ей человек способен самостоятельно и целенаправленно использовать элементы своего внутреннего мира для приведения психики в необходимое субъекту состояние, что оказывает комплексное влияние и на эффективность психической деятельности, и на сферу социальных взаимодействий субъекта. Говоря несколько упрощенно, субъект получает возможность использовать энергию собственного психического потенциала для построения дополнительных элементов внутренней реальности, обеспечивающих достижение субъектом необходимых ему информационных и фактических результатов. Необходимо заметить, что благодаря вышеперечисленным эффектам, субъект не только проявляет большую активность и социальную эффективность, но и оказывается более устойчив к стрессогенным и иным факторам информационно-психической угрозы. И в заключении хочется выразить благодарность всем коллегам, участникам секции ИП безопасности конференции управления защитой информации Союзного Государства, сотрудникам Высшей Школы Психосоциальных Технологий, международного Фонда Социальной реабилитации и адаптации и Школы навыков Дальнейшего Энергионформационного Развития, участвовавшим в разработке проблематики информационно-психологической безопасности, повышения качества жизни и перспектив личного развития человека. Москва, 23.09.2008
|
12.09.2024
Расписание занятий для группы 47
11.06.2024
19 июня в 12.00 защита дипломов и ВКР
24.04.2024
Занятия отложены до 13 мая. Следите за расписанием
|