О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Методика «Объем внимания» (по Шульте)

Методика «Объем внимания» (по Шульте)
Данная методика позволяет определить объем динамического внимания как у школьников, так и у взрослых людей любого возраста.
Необходимое оборудование
Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. Каждая ячейка должна быть квадратной, цифры - одинаковой величины. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.

таблица 1.

    14      18    7        24     21 
   22    1   10    9     6
   16    5   8    20     11
   23    2   25    3     15
   19    13   17    12     4

таблица 2.

   22      25     7      21      11   
   6     2    10   3   23
   17   12    16   5   18
   1   15    20   9   24
   19   13   4   14    8

таблица 3.

  21      12        7       1       20  
  6   15   17   3    18
  19    4    8   25    13
  24   2   22   10    5
  9   14   11   23   16

таблица 4.

   9       5       11       23       20  
  14    25    17    1    6
  3    21    7    19    13
  18    12    24    16    4
  8    15    2    10    22

 таблица 5.

  5      14       12        23      2  
 16     25     7     24    13
 11     3    20     4  18   
  8    10    19    22   1
  21    15    9    17   6

Инструкция

Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»
Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Протокол

  № таблицы                     время поиска цифр ( в секундах )                ошибки                                                
2    
3    
4    
5    
сумма    

Обработка результатов
вариант 1.

Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.
Стандартизация методики проведена на учащихся школ г.  Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки - 514 испытуемых. Результаты представлены в таблице возрастных норм.

   возраст    испытуемых   t2                  t3                t4                   t5                   Σt               ошибки      
M    σ M    σ M    σ M    σ M    σ
 7-8   ( n=95)  94  41  98  49  104  51  109  53  405  178  0,8
 9-10 (n=100)  59  19  62  24  68  25  69  26  257  82  0,2
 11-12 (n=75)  51  17  52  19  56  17  55  18  246  62  0,2
 13-14 (n=78)  41  9  44  14  47  16  51  48  177  41  0,2
 15-16 (n=77)  38  10  38  14  42  15  42  15  159  48  0,1
 17-18 (n=89)  35  7  36  9  38  10  39  14  148  31  0,1


 M - стандартное значение; σ - стандартное отклонение

Обработка результатов
вариант 2.

Суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, которая затем интерпретируется. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводится с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания, например, при помощи корректурной пробы. (см. методику «Корректурная проба»).

Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

   ШО    Объем внимания младших школьников   Объем внимания   взрослых   ШО   Объем внимания младших школьников  Объем внимания взрослых       
 19  ‹ 115  < 113  9  215-235  -
 18  -  -  8  235-265  183-203
 17  115-125  -  7  265-295  203-213
 16  125-135  113-123  6  295-335  213-243
 15  135-145  -  5  335-375  243-263
 14  145-155  123-143  4  375-405  263-283
 13  155-165  -  3  405-455  283-293
 12  165-175  143-163  2  -  -
 11  175-195  -  1  -  -
 10  195-215  163-183  0  >455  >293

 Интерпретация шкальной оценки

        шкальная оценка                    характеристика объема внимания      
              0-3            низкий
              4-7            ниже среднего
             8-11            средний
            12-15            выше среднего
            16-19            высокий

Вывод: на основании полученных данных, делается вывод о  соответствии или несоответствии объема внимания испытуемого возрастной норме.

23.08.2017
9 сентября в 12.00 первое занятие по программе "Деловая психология". Деловая психология нужна тем, кто работает и тем, кому интересна жизнь людей.
20.05.2017
От сложившегося образа внутреннего мужчины зависит личная и социальная успешность женщины, смелость в творчестве, сексуальное развитие, степень ответственности за свою жизнь, умение принимать решения и другие составляющие личности.
19.03.2017
Приглашаем всех желающих ознакомиться с программами обучения, встретиться с преподавателями на День открытых дверей, который состоится 4 мая в 19.00 в аудитории 14.
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера