О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Какпредотвратить негативные последствия стресса для детей с помощью восстановленияхорошей коммуникации в семье

Елена Петрова

Медицинский психолог, ГПНДС № 7,Санкт Петербург, руководитель проекта «Интегративный Институт Гештальттренинга»

 Какпредотвратить негативные последствия стресса для детей с помощью восстановленияхорошей коммуникации в  семье, на основеметода анализа незавершенных процессов.

Стрессовые  и травматические ситуации  составляют важную часть  в формировании личности  ребенка. Плохо переработанный стресс может создать основу для переживаний  вины, стыда и формирования ПТСР или устойчивых изменений характера.  Поэтому область психологической травмы  это традиционная область внимания практических психологов и людей помогающих специальностей. Травмой практические психологи называют «травматическоепереживание, дезорганизующее Я» (1, стр 8)

Практические психологи, анализируя последствия стрессовых ситуаций, часто обнаруживают, чтоэмоциональное состояние ребенка зависит не только от силы  стресса, но и от того, как «обработана» травматическая ситуация в ходе общения между людьми, между взрослыми и детьми внутри семейной системы.  

Мы предлагаемпоставить в основу диагностики коммуникации в семейной группе принятый вгештальт-подходе метод выявления незавершенных процессов. Именно незавершенные процессы, остановленные чувства и реакции создают базу для формирования негативных последствий  травматической ситуации. Выявление и создание условий для завершение в рамках коммуникации таких остановленных («незавершенных») процессов является основой для переработки опыта и профилактикой негативных последствий травмы .

Травматическая ситуация, которою переживают дети, затрагивает как минимум три области отношений и в каждой из этих областей создается возможность для незавершенных событий. Первая группа незавершенных процессов относится к области отношений взрослый-взрослый. Вторая группа незавершенных процессов относится собственно к травматической ситуации ребенка. Третья группа процессов это область отношений между родителями и ребенком.

Первая группа процессов включает в том числе реакции родителей на сам факт стрессовой ситуации, случившейся с ребенком. Травма ребенка нарушает безопасность и привычные способы организации взаимоотношений в семье. Потому стресс ребенка является фактором второго стресса а именно стресса самих родителей.

Вторая областьэто область опыта и переживаний самого ребенка., который переживает фрустрацию.Травму ребенок получает, если  его привычное способы взаимодействия с миром недостаточны, чтобы справиться со фрустрацией.

Третья областьэто область отношений ребенка и взрослого. Ребенок, получивший травму, нуждаетсяв помощи и в том, чтобы отреагировать негативные эмоции. Блокировка этих процессов создает базу для того, чтобы ребенок  чувствовал свою отчужденность. Ребенок может догадываться,  что его размышления, его опыт  и его чувства являются стрессовым фактором для семьи, травмируют родителей («родители расстроятся, еслиузнают»). Взрослый  в свою очередь, беспокоитсяо будущем ребенка  и готов оказать поддержку ребенка. Страх взрослого (его желание избавить ребенка от негативного опыта в будущем) может стать плохой основой для коммуникации. Мы часто можем заметить, что в процессе  заботы о безопасности ребенка взрослый часто  проявляет парадоксальную агрессию («ты не должен был оказываться в том месте!»). Таким образом,в результат проявления заботы со стороны взрослого, ребенок может подвергается дополнительномус трессу, который в свою очередь ведет к новой дезориентации и блокировкам вобласти эмоциональной жизни (2, стр 47-48)

Функция психолога-консультанта, который планирует помогать семье в ситуации травмирующей ситуации ребенка, заключается в том, чтобы создать пространство возможностей для восстановления свободной коммуникации и свободной активности для всех членов семьи. И в особенности для ребенка, который находится в стрессовой ситуации. В том числе осмысление  кризисного опыта, завершение незавершенных процессов, отреагирование, и, самое важное, признание со стороны родителей и близких людей всего диапазона  чувств, которые имели место в кризисной стрессовой ситуации, обеспечение возможности пережить негативный опыт  или утрату исоздавать новое.

Если есть возможность, помощь ребенку может быть оказана психологом в кооперации сродителями. В этой связи психолог-консультант обращает внимание на то, насколько семья готова  к тому, чтобы родители могли составить коалицию для сотрудничества с ребенком, в отношении незавершенных процессов стрессовой ситуации ребенка. Если необходимо, психолог делает предварительную работу с родителями, чтобы родитель мог оказать эффективную помощь ребенку. Мы на практике чаще всего встречаемся с ситуаций, что именно слишком сильная вовлеченность родителей в ситуацию и переключение их внимания  в область переживаний взрослыми членами семьи травматической ситуации ребенка (переживание собственного стресса) препятствует свободному пониманию ситуации ребенка.

«Поставить себя на место ребенка и поймите его чувства и его опыт» - эта задача не всегда оказывается  выполнима.

Наиболее часто мы наблюдаем ситуацию развивающихся негативных последствий стресса у детей, попавшихв сложную ситуацию, если родители после события замалчивают ситуацию. Например, руководствуются принципом «ребенок не говорит о негативной ситуации, следовательно, забыл и успокоился, потому лучше не ворошить неприятности». Мы часто наблюдаем ситуацию, что родители сами пугаются сильных чувств, которые переживает ребенок в стрессе, и стараются «избавить» ребенка от неприятных переживаний. Тем самым в коммуникации создается зона умалчивания и подавления, которые в дальнейшем приводят к нарушениям в поведении ребенка. Второй по частотности вариант это ситуация,  в значительной степени уделяют внимание своим собственным чувствам  и реакциямна стрессовую ситуацию , и чувства взрослых оказываются более сильными, чем чувства ребенка.

Приведемнебольшой пример. Мама с 7 летней дочкой обратилась к психологу по поводу «сильной  реакции девочки на стрессовую ситуацию и появление у девочки страхов». За месяцдо обращения девочка была свидетелем гибели своей собаки. Ее собачка вступила в драку с более крупным животным и получила смертельные ранения, и умерла на руках у девочки. Девочка стала плохо учится в школе и почти перестала разговаривать дома. Мама сообщала, что «девочку сильно взволновала история с собакой. Сама я в детстве была в похожей ситуации, и очень сильно переживала.Поэтому я знаю. Какие чувства  у девочку.Я сама до сих пор не могу забыть нашего Чарли». Психолог провел сеанс гештальттерапии с девочкой, с использованием арт методов. И провел отдельную консультациюс мамой. Психолог обнаружил, что чувства девочки сильно отличаются от тех, которые переживает мама. Девочка была испугана ситуацией, но она была готова  попрощаться с собачкой и мечтала о том, чтобы появилась новая собака, крупна типа овчарки, которая будет самая сильная во дворе. А мама настаивала на том, что девочка никогда не сможет забыть своего Чарли и никогда не сможет привязаться к новой собаке. Мама  сама была сильно привязана к животному и немогла  пережить утраты. И косвенно обвиняла девочку в гибели собаки, создавая эмоционально дезорганизующую ситуацию («если бы я не  разрешила дочке взять собачку на прогулку, собачка осталась бы жива!», повторяла мама при девочке).

Психолог рекомендовала маме «признать  действиядевочки адекватными ситуации» и «позволить девочке попрощаться с собачкой». Мама пригнала, что сама сильно переживает и нынешняя ситуация повторила старую ситуацию, которая была у нее в детстве. После проведения отдельной консультации с мамой, направленной на отреагирование старого стресса,  мама могла сотрудничать с психологом в плане признания реальных (не проективных) чувств девочки.  Важной процедурой для восстановления контактамамы и дочки была тактика психолога, в которой девочке было предложено «нарисовать подарок – картинку, которая попадет на небеса, в то место, гдесейчас живет душа собачки, и придумать вместе с психологом, как поступить с этим посланием».  Мама была удивлена тем,что именно нарисовала ее дочка. Дочка нарисовала косточку  и цветочек.

.И мама сама, без помощи психолога, через неделю после консультации, внимательно расспросила дочку, как именно она желает поступить с конвертиком. Дочка сказала, что хочет «сжечь на том месте, где похоронен Чарли». Мама проявила деликатность и не стала спорить  с девочкой по поводу ее решения. После этого мама смогла сама, руководствуясь рекомендациями психолога, начать разговаривать с  дочкой, интересоваться ее чувствами и меньше выражать собственных чувств относительно событий,  и  скоро заметила, что «девочка повеселела и  стала контактной». Взаимное обучение мамы и дочки  привело к созданию нового опыта реабилитирующей коммуникации.

Для предотвращения негативных последствий стресса и создания реабилитирующей коммуникации существенно,  если родитель  может поставить себя на место ребенка, и приэтом обладает достаточной душевной свободой для того, чтобы идентифицировать чувства , потребности и переживания, актуальные в ситуации травмы. В этом случае он может эффективно осуществить работу по методу «завершении незавершенных процессов. Функция психолога состоит в консультации и обучении  родителей в отношении новых формре абилитирующей коммуникации в общении с ребенком. В том числе  поиска и идентификации незавершенных процессов ребенка и  создании места и пространствадля их завершения в игровой форме. Если родитель в связи со своими эмоциями нев состоянии выполнить эту работу самостоятельно, часть работы по идентификациии завершению незавершенных процессов выполняет психолог во время корректирующей сессии. При этом активно могут быть использованы арт методы и методы игровой терапии.

Нарушение коммуникации в семье в связи с травмой ребенка и задачи по восстановлению такой коммуникации может быть в трех типах ситуаций.

Первый тип –ситуация включает людей, не имеющих отношения к семейной группе. Основное нарушение – замалчивание опыта. В этом случае  нарушение коммуникации связано с тем, что родители избегают внесения в семейный контекст неприятных чувств и неприятного опыта, который нарушит привычный эмоциональный уклад.   

Второй  тип - это смешанная ситуация (в ситуации затронутыинтересы семьи и интересы  внешних людей или организаций, с которыми связаны взрослые). Основное нарушение – сильные чувства между взрослыми.  Интенсивность переживаний взрослыми проблемной ситуации может стать более важной темой, посравнению с переживаниями ребенка.

Третий тип - травматическое событие произошло в пределах семейной группы. Основное нарушение - двойные стандарты коммуникации. Взрослые часто не могут найти путей удовлетворительно в этическом отношении решения проблемы и в связи с этим блокируют выражение чувства ребенка.

 Для этих трех типов ситуации следует предложитьразные тактики профилактической помощи родителям, которая восстанавливает их способность оказывать помощь своему ребенку.

В практической работе мы предлагаем родителям небольшой список из 15 вопросов, которые сфокусируют внимание родителей на возможных незавершенных процессах ребенка. Вот некоторыеиз них. Какие у ребенка были намерения и планы, как они были нарушены? Какие чувства ребенок испытывал во время эпизода? Какое направление имели его страхили агрессия? Каким образом затронуты интересы взрослых в связи с событием,которые произошли с ребенком? Что ребенок переживает сейчас? Чего он ждет отвзрослых? Какие процессы остались незавершенными?

Эти вопросы помогают переключить внимание родителей  на процессы «детской ситуации» и процессы из области отношений « дети-родители». Иориентировать взрослых на развитие исцеляющих коммуникаций в отношениях сребенком.

 

Библиография

1. О.В.Берман-Полякова Посттравма: диагностика и  терапия. Спб речь 2006  248 стр

2. Е.Петрова, Е.Самсонова Как предотвратить негативныепоследствия стресса у детей. М Академия 2010 128 стр

3. Питер Левин "Понимание детской травмы" МПЖ 1-2003стр 70-80 (пер с англ)

4. Е.Мазур Психическая травма и психотерапия, МПЖ1-2003,  стр 31-53

 

( Елена Петрова, Спб,  тел 8-9219086944, petrova.gestaltspb@gmail.com )

--
Елена Петрова
Интегративный Институт Гештальттренинга в СПБ
+7 921 9086944
сайт www.gestalt.sp.ru
www.gestalttrening.ru

16.12.2017
Стресс есть. Главное - уметь обойтись с ним так, чтобы он не разрушал. Беречь свое здоровье и здоровье близких Вам людей - вот чему посвящен этот тренинг.
23.08.2017
9 сентября в 12.00 первое занятие по программе "Деловая психология". Деловая психология нужна тем, кто работает и тем, кому интересна жизнь людей.
20.05.2017
От сложившегося образа внутреннего мужчины зависит личная и социальная успешность женщины, смелость в творчестве, сексуальное развитие, степень ответственности за свою жизнь, умение принимать решения и другие составляющие личности.
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера